23.03.2020

Бить или не бить? – вот в чем вопрос (Часть 2)

Часть 2.

 

 

Продолжаем говорить о том, стоит ли использовать физические «санкции» при воспитании детей. Вопрос действительно назрел.

Если  говорить об отношении к детям, то оно не всегда было таким, как сейчас.  Возможно, значимость детского возраста для всей будущей жизни стала очевидна только в конце XIX начале XX века. Не зря же говорят, что все болезни от нервов, а проблемы из детства.

Аргумент, мол, нас били и ничего – выросли нормальными, уже давно не работает. Попробуйте спросить у такого «аргументатора», вырос ли он спокойным, неагрессивным, не раздражительным, смелым и свободным от страхов и неуверенности человеком без вредных привычек. Интересно, что он Вам ответит. Надо еще ставить вопрос о том, что в его понимании значит «вырасти нормальным».

«Меня в детстве били и я буду» — тоже такой себе аргумент. Такое ощущение, что так должно произойти возмездие, но кому? Очень похоже на детское «назло», не находите? Но, опять же, кому? Такая модель воспитания сильно мешает выйти семье из замкнутого круга – дети легко перенимают эту модель с применением физических наказаний и дальше передают по наследству и ничего не меняется.

А что не меняется?

Когда родитель применяет физические наказания, ребенок может реагировать по-разному.

  1. Он может стойко выносить наказания, а в процессе заниматься мысленным самоуничижением и «гнобить» себя за оплошности, «потому что заслужил».
  2. Он может стойко терпеть наказания, а потом отрываться и выплескивать все то, что хотел сказать/сделать обидчику, на того, кто слабее и точно не сможет ответить (животные, младшие братья/сестры, одноклассники, дети во дворе). Пар-то надо выпускать…
  3. В подростковом возрасте он может начать отвечать на «наказания»… Это если ребенок с сильным характером.

Еще одна страшилка – бывают паталогические случаи, когда  ребенок сам себя наказывает, если чувствует себя в чем-то виноватым и сам причиняет себе боль в отсутствии родителей, которые практиковали ранее физические наказания достаточно продолжительное время.

Кстати, запрет дома на агрессию и наказание за ее проявление в виде шлепков сломают любое логическое обоснование происходящего.

Еще одним последствием может стать и частичное или полное уничтожение мотивации что-либо делать. Ребенок, в силу своего возраста, просто обязан много двигаться – бегать и прыгать, вести себя непосредственно. Иными словами, он не должен быть «удобным ребенком». Он должен быть собой.  А многие родители за это наказывают и иногда даже физически. При этом не говорят, за что наказывают и не дают альтернативных моделей выхода из ситуации. Вот и формируется установка – «нельзя что-то делать вообще, потому что точно накажут» и «если я ничего не делаю, то точно ничего плохого не произойдет». Интересно, да?

Я уже как-то рассказывала о двух видах мотивов деятельности – мотив избегания неудач и мотив достижения успеха.  Наш случай как раз о мотиве избегания неудач, за которые точно будет наказание. Люди с такой жизненной установкой делают ровно столько, чтобы было достаточно для «и так сойдет»… Не больше и не меньше.

 

Еще один интересный факт в пользу «не бить».

 

Уже достаточно давно все западные и европейские нейропсихологи, невропатологи и нейрофизиологи и многие другие ученые разных направлений установили, что физические наказания ведут к нарушению работы головного мозга и нервной системы. Страдают многие психические процессы, которые, как известно, связаны между собой. Это значит, что если страдает один, то это отражается и на всех остальных. И не в лучшую сторону.

В частности, особенно сильно страдает память, внимание, восприятие, воображение, речь и мышление. А потому, если родитель применяет физические наказания за плохие оценки, за неуспеваемость вообще, за плохое поведение, как думаете, что он на самом деле творит с ребенком? Насколько его методы помогут?

Было проведено бесчисленное количество исследований с большим количеством исследуемых детей и уже взрослых. Исследования были направлены на изучение состава и строения головного мозга и связь с условиями жизни. Имелось в виду детство. Так вот, количество тех самых «серых клеточек», которыми так гордился Эркюль Пуаро, в случаях детства с физическими наказаниями сильно проигрывало детству без оных санкций.  Причем, это наблюдалось во всех случаях.

А именно в наше время так важно, чтобы ребенок умел использовать свои «серые клеточки» на полную катушку! Эпоха скоростной обработки информации на дворе! Без этого навыка никуда!

Иными словами, ребята, которые с самого детства вынуждены держать себя в гипертонусе,  к подростковому возрасту приобретают навыки невротика, синдром хронического стресса и никак не могут расслабиться. Не имеют права – «а вдруг война, а я не одет»! понимаете, да?

Подростковый возраст сам по себе — время нелегкое, а тут еще и «добавили». Вот нервная система и  сбоит. Она и так сбоить будет, а тут ей еще и облегчили задачу.

Даже взрослые понимают, что постоянно находиться в напряжении – это ад.  Снимать это напряжение такой подросток просто не может по причинам, о которых было выше. Нужны дополнительные вспомогательные средства. А кто у нас за них? Правильно – алкоголь, психотропные и наркотические вещества, успокоительные, сигареты и еда, секс, компьютерные и азартные игры. И многое другое…

А вот представьте теперь, что ребенка с детства наказывали физически за непослушание, сиречь, проявление собственного мнения.  Проявить силу воли, свое мнение и сказать «нет» плохой компании или наркотикам с алкоголем, которые компания предлагает, подросток не сможет. Ведь, «кто сильнее, тот и прав». По крайней мере, ему это все детство доказывали родители.

Задумались?  Вот и мировые ученые задумались. А о чем именно и как справляться с желанием отшлепать  своего ребенка уже в следующий раз.

Берегите себя и своих таких «неудобных» детей!

Заказать звонок
Заполните поля ниже - мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время
Оставить заявку
Заполните поля ниже - мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время