25.07.2018

Дошкольный возраст

Скоро в школу!
Как-то незаметно пролетело младенчество… Ребенок начал ходить в детский сад… И вот уже не за горами школа… А школа – это уже серьезно… Поэтому начиная с 6-летнего возраста все большее внимание начинают уделять вопросам школьного обучения и подготовки ребенка к школе. В садике он переходит в «подготовительную» группу У ребенка начинается непосредственно «дошкольный период».
Для того чтобы этот непростой период жизни ребенка был пройден спокойно и безболезненно, чтобы поддержать его и помочь ему, необходимо знать, что и почему происходит на данном этапе развития ребенка.
Самое главное событие в жизни дошкольника – поступление в школу. А это значит, что у ребенка происходит смена ведущего вида деятельности: игровая деятельность отходит на второй план, а на первое место выходит деятельность учебная. Кроме того, меняется и окружение ребенка, и режим дня, появляется большое количество новых знакомых, новый опыт взаимоотношений. Но и это еще не все – появляются новые обязанности и новая социальная роль – роль ученика.
Частично все те изменения, которые наблюдаются в поведении ребенка в этот период, связаны с его попытками адаптации к новой роли – роли ученика.
Кроме того, освоение новой роли совпадает по времени с так называемым кризисом 7 лет. В чем он выражается? Какие особенности поведения вызывают наибольшее беспокойство взрослых?
 Непослушание
 Демонстрация «взрослости» и «взрослых» (с точки зрения ребенка) форм поведения. Отказ от «детских» предметов, «детских» игр, «детской» одежды.
 Боязнь выглядеть «как маленький».
 Капризы.
 Ребенок постоянно ждет похвалы и плохо переносит критику.
Ребенок к этому возрасту начинает обращать внимание на свою внутреннюю жизнь. Он начинает осознавать, когда он злится, грустит, радуется. Другими словами, ребенок уже осознает свои чувства, но он пока не умеет эти чувства адекватно выражать, что вызывает некую неестественность поведения, манерность, которую мы часто можем наблюдать у детей данного возраста.
Поэтому для родителей одна из важнейших задач на данном этапе — это помочь ребенку научиться понимать и принимать свои чувства, а также понимать причины их возникновения.

Ребенок-манипулятор и его жертвы
Довольно часто в семьях, где любовь к ребенку трактуется не совсем правильно, а с перекосом в область вседозволенности, вырастает манипулятор, который «не мытьем, так катаньем» добивается всего, чего пожелает. Часто родители даже радуются, что они растят «сильную личность», которая может добиться желаемого любыми способами.
Однако!!! При этом все же важно обращать внимание не только на результат, но и на способ, которым ребенок добивается желаемого. Ребенок пока еще маленький и мало что в жизни понимает. Но родители-то уже большие и должны понимать, что те модели поведения, которые сейчас сформируются в семье, ребенок возьмет с собой и в дальнейшую жизнь. И легко ли ему будет идти по жизни с этими моделями поведения? И не забывайте, что кроме вас, родителей, больше никто не будет снисходителен к вашему ребенку и никаких «косяков» поведения ему не простит.
Задайтесь такими вопросами: не игнорирует ли ребенок мнение других членов семьи, когда добивается поставленной желаемого или устанавливает свои правила. Не проявляет ли ваш ребенок эгоизма, хитрости и неуважения к близким людям.
Для маленького ребенка свойственно манипулятивное поведение, но у малышей это происходит без умысла. Взрослея, ребенок овладевает данным способом поведения уже сознательно. Даже трехлетний ребенок способен использовать довольно богатый поведенческий «репертуар», чтобы добиться своего — угрожает, притворяется, обманывает, говорит, что вас не любит и т.п.
Риск манипулятивного поведения резко возрастает, если:
1. Родители слишком часто наказывают, многое запрещают, угрожают, не предоставляют ребенку никакой свободы и самостоятельности ;
2. Родители и другие члены семьи используют в воспитании ребенка не совпадающие педагогические приемы (отсутствие единой воспитательной концепции) ;
3. Ребенок редко общается с отцом и испытывает недостаток мужского внимания;
4. Родители по тем или иным причинам испытывают чувство вины перед ребенком (одежда недостаточно стильная и модная, отсутствие модных и дорогих гаджетов и др.).
Что делать если Ваш ребенок-манипулятор?
Поведение ребенка является зеркалом, в котором отражаются наши семейные проблемы и наше поведение — поведение взрослых. Если ваш ребенок стал манипулировать вами, то попробуйте воспользоваться следующими психолого-педагогическими приемами:
1. Удовлетворите потребность ребенка в вашем внимании.
Постарайтесь уделять ребенку больше времени – гуляйте, играйте, беседуйте, интересуйтесь его делами и мыслями. Чаще хвалите, но только за дело.
2. Создайте дружелюбную атмосферу в семье
Избегайте конфликтов при детях. Относитесь уважительно ко всем членам семьи, не роняйте авторитет других , старайтесь придерживаться одной «линии» воспитания.
3. Не давайте поводов для зависти
Дети часто используют манипуляцию из-за недостатка любви и признания. Старайтесь не давать поводов для зависти, не снижайте, а повышайте детскую самооценку («ты у меня молодец!», «ты отлично сделал», «у тебя все получится!» и т.п.).
4. Не поддавайтесь на явные манипуляции
Твердо, но спокойно пресекайте все попытки ребенка манипулировать вами. Объясните ребенку, что всего можно добиться честным путем.
5. Читайте ребенку сказки
Чтение сказок и других поучительных детских книг, где добро всегда побеждает зло, где разоблачается «неправильное» поведение героев, поспособствуют избавлению ребенка от манипулятивных приемов.
И помните, что ребенок – это лишь отражение вас и вашего отношения к окружающим.
Что делать если за ребенка приходится краснеть?
Если ребенок не слушается, плохо себя ведет, слишком бурно выражает эмоции и чувства при посторонних людях — это повод для того, чтобы принять воспитательные воздействия.
Но тут очень важно понимать, что в данном случае можно и нужно предпринимать, а что нельзя делать ни в коем случае.
Нельзя:
 Ругать ребенка прилюдно.
 Сравнивать своего ребенка с другими детьми. («А вот посмотри на Машу ….», «Вася бы так никогда не сделал…» и т.п.).
 Чрезмерно эмоционально реагировать на происходящее.

Что можно сделать?
1) Попытаться спокойным тоном выяснить, почему ребенок так себя ведет. (Чтобы понять, что именно вызвало такую его реакцию).
2) Объяснить ребенку, что он себя вдет некрасиво и неправильно. Можно сравнить его поведение с поведением отрицательного персонажа из детской книжки.
3) Регулярно объяснять ребенку как нужно вести себя при посторонних людях: чтобы ребенок понимал и различал «Что такое хорошо», а «что такое плохо».
4) Обратить внимание на цвет стен, портьер и мебели в комнате ребенка. Некоторые цвета и цветовые сочетания способны раздражать нервную систему ребенка и приводить к стрессу. Для комнаты ребенка наиболее благоприятны успокаивающие пастельные тона зелёного, голубого, кремового, бело-розового цвета.
5) Уделять больше внимания ребенку, помнить, что у него должны быть удовлетворены в неформальном общении со взрослыми (разговоры «за жизнь») и потребности эмоциональные (доброе слово, похвала, «обнимашки» и «целовашки»).
Если вы считаете, что сделали все возможное, а поведение ребенка не изменяется, то следует проконсультироваться у детского психолога. Специалист проведет диагностику и разработает индивидуальные рекомендации.
Причиной неадекватного поведения ребенка может являться гиперактивность ребенка.

Гиперактивный ребенок
Если ребенок не может некоторое время находится в спокойном состоянии: ёрзает, теребит одежду, крутится, слишком беспокоен и двигательно расторможен — это не может не вызывать беспокойство родителей.
И одна из родительских страшилок называется «гиперактивность».
С медицинской точки зрения «гиперактивность» — это сложное поведенческое расстройство, не требующее, как правило, медицинского вмешательства и проявляющееся в дошкольном возрасте.
Признаки гиперактивности.
• Трудности при концентрации внимания.
• Чрезмерная двигательная активность.
• Неорганизованность, забывчивость, рассеянность, неоправданное многословие.
Вышеперечисленные особенности ребенка могут в будущем послужить причиной плохой успеваемости в школе.
Причины гиперактивности:
• родовые травмы, трудные роды, роды раньше/позже срока
• различные инфекции
• неправильный режим дня
• неправильное питание
• отравление опасными для здоровья химикатами, тяжелыми металлами;
Признаки гиперактивности обычно проявляются в дошкольном возрасте. Однако, родители часто могут неправильно оценить поведение ребенка, приняв за гиперактивность синдром дефицита внимания или обычное непослушание. Если вы заметили у своего ребенка один или несколько признаков расстройства поведения — это вовсе не означает, что у ребенка обязательно гиперактивность. Но если эти признаки регулярно повторяются, проявляясь и дома, и в садике, и на прогулках, то настало время прояснить ситуацию и посетить детского психолога, который поможет родителям лучше понять индивидуальные особенности своего ребенка и подкорректировать его поведение.
Ребенок-неженка – кто это?
Встречаются дети, которые с самого раннего детства подвержены эмоциональным переживаниям по любому, даже по пустяковому, поводу. Такие дети слишком ранимые и слишком застенчивые, их может обидеть (и обижают!) любой ребенок. В подобном случае ранимость и застенчивость — это черты характера, которые негативно сказываются на процессе социализации ребенка. Поэтому лучше не ждать, что это «само пройдет»,а начинать активную работу по эффективной социализации ребенка.
Среди наиболее часто рекомендуемых методов – отдать ребенка в спортивную секцию: футбол, гимнастика и др. Очень важно, чтобы у ребенка была возможность участвовать в команде.
Было бы хорошо и в семье начать вести активный образ жизни: приглашать гостей к себе, самим ходить в гости, посещать массовые мероприятия, выезжать на природу, заниматься творчеством.
Какими бы простыми не казались данные рекомендации, но их соблюдение способно заметно изменить вашего ребенка, сделав его более активным и уверенным в себе.
Психологическая студия Люции Ибрагимовой имеет опыт в эффективном решении этих и других проблем психологического характера. Опытные специалисты, владеющие как известными, так и уникальными авторскими методиками, готовы помочь Вам и Вашим детям в решении социально-психологических проблем.

Заказать звонок
Заполните поля ниже - мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время
Оставить заявку
Заполните поля ниже - мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время