25.07.2018

Начальная школа

Трудные дети: откуда они берутся?

Почему ребенок вдруг становится трудным? Или это происходит не «вдруг»,  просто мы, взрослые, это не сразу замечаем? Как и почему  из послушных и милых «лапочек» и «зайчиков» дети превращаются в злобных агрессоров или замыкаются в себе, становятся неуправляемыми? Ответы на эти и многие другие вопросы, волнующие нас, взрослых, надо искать в психо-физиологической  и социально-психологической области. И, конечно же, лучше сразу обращаться к специалисту, не пуская решение проблем с поведением ребенка на самотек – «а вдруг само пройдет?». Как правило, проблемы социально-психологического характера «сами» не проходят, а переходят на более глубокий уровень. А чем «глубже» засела проблема, тем сложнее и дольше потом с ней приходится работать. Логика здесь очевидна. Но этой очевидной логикой, к сожалению, руководствуются немногие… Яркий пример: когда ломается автомобиль, практически все обращаются в автосервис к специалистам. Крайне редко кто пытается починить машину самостоятельно и уж точно никто даже не надеется, что «само пройдет». А в случае с ребенком – существом несравнимым по своей сложности с автомобилем – редко кто своевременно обращается к специалисту.

Однако, не все зависит только от специалиста. Тут очень много зависит от самих родителей и членов семьи. В семьях, в которых детьми «занимаются», уделяя им достаточно внимания и любви, как правило, дети либо вообще не нуждаются в психологической помощи, либо помощь требуется эпизодически и не носит системного характера. Психологические проблемы обычно возникают там, где родительского внимания и любви недостаточно. Причем, мера этой достаточности сугубо индивидуальна для каждого ребенка. Многие родители, обращаясь к специалисту, надеются на его помощь как на волшебство: вот психолог поработает с ребенком и он станет «хорошим». Такие родители, к сожалению, даже не задумываются, что главную-то роль в жизни ребенка играют они, а психолог только помогает в этом, показывая нужные направления.

Некоторые родители намеренно не демонстрируют детям своей любви, боясь их «испортить» или избаловать, но это отдельная история и мы сейчас не об этом…

Какие же основные проблемы волнуют родителей в начальной школе?

Почему ребенок дерется?

Бывают случаи, когда ребенок может проявлять  признаки агрессии, для него в принципе не несвойственные.  Например,  может побить кого-то из тех, кто находится рядом. Это могут быть сверстники, сестра или брат или  даже родитель или другой взрослый родственник.

Часто данные ситуации способны поставить в тупик маму и папу. Но именно от реакции родителей и их дальнейших действий зависит, как часто ребенок будет использовать этот метод самовыражения, будет ли выражать агрессию в форме драк.

Причинами драк и избыточной агрессии у детей как правило могут быть:

  • слишком строгое воспитание в семье и применение физического наказания, агрессия родителей (как по отношению к ребенку, так и друг к другу);
  • просмотр фильмов и мультфильмов, сюжет которых построен на темах агрессии, борьбы;
  • игнорирование агрессии ребенка или даже поощрение агрессии («пусть учится себя защищать…», «пусть растет настоящим мужиком…», «а пусть не лезут…» и др.);  
  • копирование поведения сверстников, демонстрирующих подобное поведение и получающих желаемое с помощью агрессии.

Как правило, ребенок усваивает поведение не через услышанные от взрослых правила «как нужно себя вести», а через подражание (телевизору или реальности). Он пробует повторить подобное действие, пробует свои силы. Он не осознает, что делает кому-то больно. Правильное поведение взрослых, которые единогласно объяснят неприемлемость данного поведения, поможет ребенку понять, что он неправ. Отметим, что взрослым важно стараться давать одинаковую реакцию на агрессивное поведение ребенка, не переводя в шутку или секцию обучения боевым искусствам.

Почему мой ребенок «тихоня»?

Причиной обеспокоенности родителей могут быть такие особенности поведения ребенка:

  • ребенок в незнакомой обстановке не разговаривает или говорит мало и тихо, произнося слова практически шепотом;
  • с большим трудом вовлекается в коллектив, старается держаться подальше от всех;
  • у него мало или совсем нет друзей;
  • боится выразить свое мнение;
  • не решается начать что-то новое;
  • уклоняется от общения или проявляет скрытность;
  • проявляет излишнюю робость в словах и поступках;
  • часто держит руки в карманах, за спиной или плотно прижимает руки к себе;
  • мало и скудно жестикулирует.

Если ребенок сложно идет на контакт, плохо адаптируется в коллективе, опасается незнакомых людей – это вовсе не обязательно свидетельствует о его стремлении к одиночеству. Очень часто таким детям хочется общаться с другими, однако по разным причинам это у них не получается и возникают сложности с общением.

Таким образом, замкнутость – это лишь сигнал. Важно вовремя обнаружить и  исправить причину, потому что подобное поведение может закрепиться и повлечь за собой следующие негативные последствия:

  • неумение вступать в беседу и поддерживать контакт, одиночество;
  • насмешки сверстников и  окружающих из-за неумения общаться;
  • ночные кошмары;
  • «сверхконтроль» себя, своего общение и действий;
  • страх свободно развиваться, совершенствоваться в различных сферах жизни;
  • неспособность удовлетворять свои социальные, личностные, психологические, сексуальные потребности;
  • неуверенность в себе на многие годы;
  • избегание решения сложных проблемных ситуаций;
  • душевные расстройства

Для родителей самое важное – это воспринимать и любить ребенка

таким, каков он есть!!!

Что необходимо делать родителю ребенка-тихони?

  • при общении стараться меньше говорить самому и внимательно слушать ребенка, поощряя и стимулируя его речь;
  • поведать о том, что вы беспокоитесь о нем, но не выставлять замкнутость как неразрешимую проблему;
  • научить ребенка осознавать страхи и обиды;
  • подкреплять решительность ребенка своей верой в него и в его успех;
  • научить ребенка общаться, знакомиться, решать проблемные ситуации;
  • быть осведомленным о проблемах ребенка, помогать решать проблемы, подсказывать стратегию (но не решать вместо ребенка);
  • помочь справиться со страхами и комплексами.

Мой ребенок – двоечник…

Одна из самых частых родительских жалоб —  их ребенок не любит учиться. Этот «кошмарный сон» многих родителей: «Мой ребенок – двоечник!!!»,  как правило, обнаруживающийся в начальной школе, вызывает стыд и страхи за будущее ребенка. Родителям кажется, что их ребенок катится по наклонной плоскости и его удел в будущем — это работа дворником или сантехником. При этом очень часто оказываются неэффективными такие привычные средства, как услуги репетиторов, угрозы, поощрения и наказания…

Каковы же причины того, что ребенок не успешен в школе?

Часто родители считают, что ребенку безразличны его отметки и причиной всему является лень. Однако ребенок по своей природе стремится быть успешным и активным. И каждая «лень» ребенка обязательно имеет свои причины. Отметим, что хроническая неуспеваемость — это признак того, что у ребенка есть серьезные проблемы.

Основными причинами неуспеваемости являются:

  1. Высокая утомляемость и/или низкая концентрация внимания, вызванные неврологическими причинами.

Если ребенок рассеян, сильно устает, отвлекается, это может стать поводом для визита к детскому неврологу.

  1. Также может иметь место гиперактивность, а это сфера детских психологов.
  2. Низкий уровень интеллектуального развития ребенка.

Иногда родители стремятся до последнего отрицать наличие подобной проблемы, настаивая на том, чтобы их ребенок учился в обычной школе или по обычным программам. Конечно, это вопрос очень сложный и решать его надо комплексно, но  часто более эффективно с педагогической точки зрения обучать подобных детей в специализированных учебных заведениях, способных должным образом мотивировать детей и прививать им полезные навыки.

  1. Плохие отношения с одноклассниками и учителями

Конфликтные отношения в начальной школе очень сильно влияют на успеваемость ребенка и снижают его мотивацию к учебе. А ведь именно в этот важный период формируется хорошее отношение к учебному процессу.

В подобных случаях необходимо защищать ребенка, подключать администрацию, разговаривать с родителями обидчиков. Родители должны действовать так, чтобы дать понять самому ребенку и окружающим, что в обиду вы его не дадите. Ребенок должен чувствовать защиту. Также очень важна работа с детским психологом, который поможет ослабить повышенную тревожность ребенка, повысить его низкую самооценку, корректировать навыки общения и т.д.. Реже встречаются совсем сложные ситуации, когда ребенка необходимо переводить в другую школу.

  1. Завышенные требования к ребенку

Иногда родители напрямую связывают успеваемость ребенка в школе с его будущей социальной и финансовой успешностью. Зачастую это тревожные и закомплексованные родители, которые постоянно следят, чтобы все у ребенка было «правильно». Дети таких родителей часто учатся в элитных школах или специализированных гимназиях, где предъявляются повышенные требования и где дети учатся, как правило, на пределе своих возможностей и часто лишены радостей детства. Завышенные учебные требования способствуют созданию нервозности у ребенка как в школе, так и в семье. И часто многие тревожные, ранимые, впечатлительные дети отказываются от усилий, так как «все равно ничего не получится». А бывает и так, что родитель учится «вместо» ребенка – сам все контролирует, постоянно звонит учителям, переживает из-за оценок. То есть, берет на себя ответственность за учебу ребенка. Такой ребенок лишен возможности самостоятельно учиться, самостоятельно контролировать себя и отвечать за свои действия!

В подобной ситуации необходимо снизить уровень родительской тревоги, дать ребенку возможность быть самостоятельным. Важно помнить, что дети — саморазвивающиеся создания, которые при благоприятных условиях делают все, чтобы быть успешными.

  1. Семейные проблемы

Ребенок, переживающий неурядицы в семье, может совершенно забыть про учебу. У ребенка нет должного самоконтроля, чтобы заставить себя отвлечься от семейных проблем  и заняться учебой.  Например, ребенок может переживать из-за плохих отношений матери и отца. Плохое  поведение также бывает вызвано появлением нового члена семьи, когда старший ребенок чувствует, что внимание полностью перешло к младшему, он может выражать протест с помощью плохой учебы.

В подобных ситуациях рекомендуется решение семейных проблем, посещение семейного психолога.

Мальчиш-плохиш

Каждый ребенок хоть раз в своей жизни взял что-то чужое, обозвал кого-то, подрался…

Почти каждый родитель, впервые столкнувшийся с  неприятной ситуацией, не знает, как ему надо реагировать на происходящее и задается вопросом:

  1. «Может мой ребенок – болен?»

Многие родители так сильно переживают, что их ребенок растет не таким, как им хотелось бы , что им легче приписать своему ребенку какие-то несуществующие болезни, чем признать собственные недоработки в воспитании ребенка. «Вообще с ним все нормально?» — это часто самый первый вопрос, который родители задают  психологу.

Детское воровство,  драки и конфликты,  как правило, не являются болезнью.

Зачастую родители даже и не подозревают, что ребенок и сам страдает из-за совершенного им проступка.

Общей рекомендацией для родителей в данном случае является рассматривать данные проблемы не как серьезный проступок,  а как проблему, от которой в первую очередь страдает сам ребенок.

Прежде всего необходимо обратить внимание на причину драки или воровства. Возможно, это недостаточное развитие навыков общения или пониженная самооценка. Родителям следует обсудить с ребенком, что такое настоящая дружба, как можно правильно общаться со сверстниками и как заинтересовать их. Можно закрепить сказанное,  проиграв соответствующие ситуации с ребенком.

Одной из самых распространённых причин детских краж является желание кому-то отомстить. Например, взять у другого ребенка игрушку, потому что он его обидел. Взрослому следует поговорить с ребенком и убедить его, что так поступать нельзя.

Ни при каких обстоятельствах нельзя обвинять ребенка в воровстве, называть его  воришкой и очень остро реагировать на его поступок. Таким образом мы навешиваем на него ярлык, от которого будет трудно избавиться . Надо следовать общеизвестному правилу: «Критиковать не ребенка, а то, как он поступил».

У детей 8-10 лет причины воровства связаны с  недостаточным развитием волевой сферы. Ребенку трудно справиться с возникшим соблазном, однако это  не означает, что ему не стыдно за совершенный проступок.

  1. «Как отучить ребенка драться и воровать?»

Важно реагировать спокойно. Не устраивайте скандалов, не кричите на ребенка. Помните, «ругаем не ребенка, а его поступок»! Поговорите с ним, спокойно обсудите, что произошло, как это  случилось. Именно от вашего терпения, педагогического такта, уделенного времени и внимания зависит, каким вырастет ваш ребенок.

«В одно ухо влетело, из другого вылетело»

Многие дети научились слушать избирательно. И это становится серьёзной проблемой как для родителей, так  и для учителей. «Как научить ребенка слушаться родителей и слышать учителей» – это весьма непростой вопрос. В первую очередь взрослым необходимо научиться слушать и слышать своего ребенка. Часто ребенок испытывает потребность с нами поговорить, но мы заняты, как нам кажется, более «важными»  делами и в лучшем случае кратко  отвечаем, зачастую не вникая в суть заданного вопроса. Иногда ребенку приходится повторять по нескольку раз свое обращение к родителям. И что мы имеем в результате? В результате ребенок  перенимает нашу модель поведения. И уже когда мы сами просим его что-то сделать, например, убрать в своей комнате, он нас «не слышит». Ребенок начинает воспринимать такое поведение нормальным.

Научить ребенка воспринимать ваши просьбы, пожелания и указания можно благодаря следующему:

  1. Всегда внимательного слушать своего ребенка. Покажите ребенку, как вы умеете слушать окружающих и главное — его самого. Меньше говорите, больше слушайте.
  2. Говорите уважительно. Дети «отключают» внимание, когда с ними говорят на повышенных тонах, обвиняя, критикуя, приказывая или жалуясь.
  3. Если ребёнок вас не слышит, понизьте голос. Все люди, а особенно – дети, чутко реагируют на изменение высоты тона голоса и начинают прислушиваться.
  4. Прежде чем начать говорить, необходимо привлечь внимание ребёнка. Например: «Пожалуйста, внимательно послушай, что я тебе скажу».
  5. Говорите уважительно. Вместо «немедленно собери портфель на завтра» выразите свою просьбу так: «Пожалуйста, до того, как пойдешь гулять, собери портфель». Говорите коротко и конкретно. Дети более внимательны, если знают, что им не надо будет выслушивать целую лекцию.
  6. Чаще беседуйте с ребёнком «по душам». Расскажите ему как у вас прошёл день, а он пусть расскажет вам, что его огорчило, а что обрадовало.

Все проблемы, которые мы затронули в данной статье, не являются болезненными состояниями, не являются редкими явлениями. Это те проблемы, с которыми на том или ином этапе воспитания ребенка, сталкиваются практически все родители. И тут главное помнить, что чем раньше проблему начать решать, тем легче и быстрее с ней удается справиться. А еще лучше – не допускать проблемы с помощью профилактических мер.

Психологическая студия Люции Ибрагимовой имеет опыт в эффективном решении этих и других проблем психологического характера. Опытные специалисты, владеющие как известными, так и уникальными авторскими методиками, готовы помочь Вам и  Вашим детям в решении социально-психологических проблем, которые омрачают Вашу жизнь.

Заказать звонок
Заполните поля ниже - мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время
Оставить заявку
Заполните поля ниже - мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время