10.08.2018

Подростковая агрессия

Проблема детской агрессивности является одной из самых актуальных в мировом психологическом сообществе. И особенно острой эта проблема становится в подростковом возрасте. Именно в подростковый период поведение ребенка становится наиболее агрессивным. Причем, причины агрессивного поведения  подростков вытекают из самой   специфики этого возраста – самого трудного и  сложного периода в жизни человека.

Причины подростковой агрессивности

  1. Психо-физиологическая предрасположенность — это одна из важных причин проявления агрессии у подростков. Основные свойства подростков, имеющих склонность к агрессии –  эмоциональная возбудимость, раздражительность, несдержанность,  замкнутость, тревожность  и подозрительность, боязнь общественного мнения.
  2. Негативное влияние в формировании агрессивного поведения подростков оказывают средства массовой информации: Интернет, телевидение, компьютерные игры, газеты и журналы. Основным содержанием компьютерных игр, сайтов, фильмов, мультиков, статей являются насилие и жестокость. Причем культ насилия, насаждаемый СМИ, побуждает подростка к проявления насилия как по отношению к другим, так и по отношению к самому себе – аутоагрессия, проявляющаяся в стремлении подростка нанести вред себе вплоть до суицидальных попыток. Для примера: в России запрещены некоторые японские анимационные фильмы, несущие в себе скрытые призывы к совершению самоубийства, регулярно закрываются интернет-сайты, на которых идет пропаганда агрессии.
  3. Социально-психологический климат семьи, в которой живёт подросток, тоже может явиться причиной подростковой агрессии. Отсутствие понимания и эмоционального принятия ребёнка в семье, гиперопека и излишняя избалованность ребёнка, или же, наоборот,  отсутствие внимания к ребенку со стороны взрослых, оскорбления и унижения ребенка – все эти факторы создают «благодатную» почву для агрессивного поведения.
  4. Употребление ребенком алкоголя и наркотиков может также спровоцировать агрессию. В наркотическом или алкогольном  опьянении подросток не до конца отдает отчет в своих действиях, а потому он раскрепощён и кажется себе «героем».
  5. На агрессивное поведение подростков влияет и специфическое состояние самого общества. Так, экономические кризисы и спады экономики создают ощущение раздражения и безнадёжности, что, в свою очередь, может вызвать у подростков чувство протеста, которое находит свой выход  в виде агрессии.

С обывательской, утилитарной точки зрения как учителей, так и родителей, детская агрессивность – это сугубо негативное, отрицательное поведение, которое затрудняет воспитание и обучение ребенка. Но, справедливости ради, надо отметить, что это не совсем так. Как правило, термин «агрессия» используют для обозначения разрушительных, негативных намерений. Однако,  у этого термина есть и положительный аспект, так называемая «здоровая злость», «позитивная агрессия», которые проявляются в «невраждебных» формах: честолюбии, стремлении к достижению успеха, здоровой конкуренции, победе в спортивных состязаниях и так далее. Если ребенок с раннего детства получает «правильное» воспитание, то его психофизиологические предпосылки к агрессивности «укладываются» в нужное русло и формируются  положительная, здоровая, невраждебная агрессия, которая помогает человеку защищать себя и других людей, дает возможность добиваться успеха и отстаивать свою позицию, которая является неотъемлемой частью лидерства и способностью к управленческой деятельности. Таким образом, контролируемая агрессия способствует развитию у подростка целеустремленности и активной жизненной позиции, а также достижению успеха в жизни.

Однако, самыми привычными явными проявлениями агрессивности являются: угрозы, злословие, принуждение, физическое насилие. Скрытые формы агрессивности – это причинение вреда себе вплоть до суицида, ухода от контактов, бездействии с целью причинения вреда.

Гендерные различия в проявлении агрессии у подростков

         Как установили экспериментальные психологические исследования, и у мальчиков, и у девочек в подростковом периоде имеются по два «пика» в проявлении агрессии. Наибольший уровень агрессии у мальчиков наблюдается в 12 лет и в 14—15 лет. У девочек – в 11 лет и в 13 лет. Агрессивное поведение подростков – мальчиков  характеризуется склонностью к использованию прямой физической агрессии  и прямой вербальной агрессии. Агрессивное поведение подростков – девочек   —  склонностью к использованию прямой вербальной (словесной) агрессии  и к косвенной вербальной агрессии.

Косвенная форма агрессии представляет собой такое поведение, при котором человек анонимно пытается причинить вред другим. При этом он делает вид, что у него нет намерения причинения вреда. Подобная форма поведения позволяет подростку избежать возможных ответных действий со стороны другого человека.

Итак, для мальчиков наиболее характерной является агрессия (как физическая, так и вербальная), выраженная  в прямой и открытой форме. Девочки же отдают предпочтение именно вербальной агрессии. При этом косвенная форма оказывается все-таки более предпочтительной.

По мере взросления подростки (как мальчики, так и девочки) все более и более активно используют вербальную агрессию. Физическая агрессия в
14-15 летнем возрасте  уже и у мальчиков не является преобладающей. Однако, следует отметить, что в подростковом возрасте у мальчиков все формы агрессивного поведения выражены ярче, чем у девочек.

Агрессивное поведение подростков поддается коррекции.  Специалисту – психологу не так  трудно «перепрограммировать» убеждения  и установки подростка, приводящие его к деструктивной агрессии. Проблема заключается в том, что необходимо работать не только с подростком,  но и со всей семьей. Родители и другие члены семьи тоже должны быть активно включены в коррекционную работу.

Как родителям правильно вести себя с агрессивным подростком?

 — Старайтесь разговаривать с подростком уважительно и эмоционально ровно, не позволяйте себе повышать голос.

— Являйтесь для своего ребенка примером эффективного поведения, не допускайте  вспышек раздражения и гнева.

— Ведите себя так, чтобы ваш ребенок всегда чувствовал, что вы его любите, цените и принимаете таким, какой он есть. Говорите ребенку слова поддержки и одобрения  — он очень в этом нуждается.

— Научите ребенка выплескивать  свою агрессию без причинения вреда себе окружающим.

В заключение приведем такой пример: Сергей Яковлевич Маршак, известный детский писатель, наблюдая за играми детей, спросил их: «Во что вы играете?» — «Мы играем в войну». Маршак возмутился: «Разве можно играть только в войну! Ведь вы же знаете, что война – это плохо! Вам нужно играть в мир». Дети согласились, но затем подошли к Маршаку и спросили: «Дедушка, а как играть в мир?..»

Уважаемые взрослые! Давайте же научим наших детей «играть в мир»!

Заказать звонок
Заполните поля ниже - мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время
Оставить заявку
Заполните поля ниже - мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время