26.07.2018

Подростковый возраст

Подростковый возраст – это важнейший период становления подростка как гражданина. Именно в этот период происходит социальное самоопределение человека, его активное включение в общественную жизнь, а также формирование морально-нравственных и духовных качеств.

Мировоззрение начинает активно формироваться в подростковом возрасте.  Мировоззрение – система взглядов на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах жизни, сумма всех его знаний, жизненная философия человека. При этом мировоззрение не просто логически увязанная система знаний, а система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации. Однако мировоззрение подростков еще не отличается целостностью, содержательностью и законченностью.

Мировоззрение подростков часто называют идеологизированным: у него уже есть готовность к организации своей жизни в соответствии с идеей-концепцией, но он еще только определяет свое место среди людей, свое место в обществе, с которым он уже может общаться на равных. Он готов к воплощению идей лучшей организации жизни, можно сказать, что он готов к «подвигу». И они не просто готовы к этому «подвигу», они его просто «жаждут». Возникает закономерный вопрос: «Где этот «подвиг» взять?».  Мы, взрослые, как педагоги, так и родители, как правило, не принимаем этой подростковой «жажды подвига» со всей долей серьезности. Часто мы над подобными «высокими идеями» даже не задумываемся.  Нам ведь есть, о чем беспокоится: одеть ребенка, накормить его, следить, чтобы хорошо учился и другие «насущные» проблемы. Поэтому нам, взрослым, идея некого подросткового «подвига» не кажется серьезной (мы уже выросли из этого возраста и благополучно забыли, что нас волновало). Нам кажется, что эта «жажды подвига»  — это ерунда, которую ребенок просто «перерастёт»… Да, нам так кажется…  И напрасно!!!  Именно на этой психологической особенности подростков базируются стратегии и тактики вербовщиков в террористические и экстремистские группировки.  Именно эта психологическая особенность подростка «способствует» тому, что его запросто могут вовлечь в противоправную или асоциальную деятельность, подсадить на наркотики.   Да и сам подросток, не найдя понимания среди окружающих его взрослых и разочаровавшись  в реальном мире, может «уйти» в «виртуальный мир». А уж с кем он будет там общаться и какие последствия из этого могут «вытечь» — этого нам проконтролировать, к сожалению, не удастся.

Пример из психологической практики: (Сергей, 15 лет). Подросток стал носить очень короткую стрижку, тяжёлые высокие ботинки черного цвета на белой шнуровке, джинсы, нашивки, значки. Сергей физически сильный, учится средне, особого интереса к учебе не проявляет. В семье двое детей, есть старший брат, полная семья со средним достатком. Друзья этого ученика рассказали о том, что он недавно участвовал в массовой драке с избиением людей азиатской национальности.

Готовность подростка к «подвигу»  и его реальная возможность этот подвиг совершить подтверждается примерами как историческими, так и современными. Аркадий Гайдар (Голиков) в 17 лет полком, говорят, командовал!  Во время Великой Отечественной войны известно большое количество подвигов (уже без кавычек!), совершенных пионерами (например, «пионеры – герои») и комсомольцами (например, «Молодая гвардия») и др. В настоящее время так же известны случаи, когда подростки совершили свой подвиг, спасая людей, и многие из них награждены медалями!

Из вышесказанного мы, взрослые, должны сделать вывод: если подростку необходим «подвиг», значит, нам надо его «организовать». И самый простой и действенный способ – это вовлечение подростка в волонтерскую деятельность. Однако, помним, что для подростка важен не только сам «Подвиг», но ещё и важна «Идея». Поэтому, вовлекая подростка в любую социальную деятельность, необходимо «организовать» и донести до подростка «идею» (концептуальную базу) этой деятельности. Если подросток будет понимать значимость своей деятельности и будет этим горд, он с этого «крючка» уже не сорвется. И надо понимать, что «свято место пусто не бывает». Либо мы, педагоги и родители, вовлечем нашего ребенка – подростка в социально одобряемый вид общественной деятельности, либо найдутся другие «добрые» люди, которые вовлекут нашего ребенка в асоциальную или противоправную деятельность. Поэтому выбор должны сделать мы, взрослые… Судьба молодого поколения, действительно, в наших руках. И мы не должны быть равнодушными и не должны пускать всё на самотёк.

Примеры из психологической практики:

  • Мальчика (15 лет), по словам мамы,  всегда тянуло сделать какую-нибудь «шкоду» и чтобы все на это обратили внимание. Мама обратилась  к психологу после такого случая: подростки  (15-16 лет) набили трубу от пылесоса чем-то и подожгли. Произошел взрыв, в результате которого одному из подростков оторвало палец.

Сейчас это успешный молодой человек, помогающий людям и имеющий свою цель в  жизни.

  • Против подростка (13 лет) ополчился весь класс. Подростка обвиняют в том, что он оказывает негативное влияние на группу, в которой является неформальным лидером. Кроме того, и родители одноклассников , и сами дети убеждены в том, что он хочет девочку довести до самоубийства. Родители девочки собрались идти в суд.

Сейчас подросток окончил школу и поступил в ВУЗ, лидер  волонтерского движения .

 

 

 

Заказать звонок
Заполните поля ниже - мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время
Оставить заявку
Заполните поля ниже - мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время