03.10.2018

Половое воспитание и сексуальное развитие детей 5-7 лет

Сексуальный  аспект в воспитании детей — дошкольников является очень важной составляющей частью воспитания и развития ребенка, поскольку именно в 5 – 7 летнем возрасте происходит так называемое активное «становление» будущих пап и мам. В современном обществе под влиянием различных социальных причин  постепенно разрушаются традиционные взгляды на семью и поведение полов. Нередко в семье «смешиваются» роли мужчин и женщин: все чаще в семье мама является «добытчиком» и зарабатывает деньги,  а папа «сидит» дома, на хозяйстве. Кроме того стираются границы и в профессиональных сферах. Всё больше становится женщин с «мужскими» профессиями, и наоборот. Таким образом, говоря научным языком, на современном этапе развития общества мы наблюдаем процессы «феминизации» мужчин и «маскулинизации» женщин.   Вследствие этого, девочки становятся властными, агрессивными и грубыми, а мальчики – нерешительными, эмоционально неустойчивыми и  не умеют «постоять за себя». А кроме того и у мальчиков и у девочек «хромает» культура поведения с противоположным  полом. Поэтому очень важно, начиная с ранних лет,  формировать у детей знания об особенностях своего и противоположного пола, а также об особенностях взаимодействия полов. Прежде всего, это подразумевает повышенные требования к самим родителям, к их образу жизни и поведению в семье.

Важно понимать, что целью сексуального воспитания детей является не сама информация о половых проблемах и вопросах, а формирование гармоничной и  целостной личности, которая в будущем сможет устанавливать адекватные  отношения с лицами противоположного пола. Сексуальное воспитание детей 5-7 лет предполагает ответы взрослых на вопросы, которые волнуют ребенка. Причем, по мере взросления ребенка «взрослеют» и становятся все более «неудобными» те вопросы, которые он задает взрослым. В процессе полового воспитания детей все темы сексуального характера нужно обсуждать очень тактично и деликатно. Важно соблюдать некоторые правила, разговаривая  с детьми на темы сексуального характера.

  • Следует очень спокойно реагировать на любые вопросы ребенка, связанные с сексуальными проблемами. Разговаривая с ребенком на «неудобные» темы, не смущайтесь сами и, тем более, не стыдите ребенка, когда он задает вопрос сексуального характера. Отвечать на вопрос следует невозмутимо, четко и кратко, не вдаваясь в физиологические подробности. Ребенок должен четко осознать: в разговорах с родителями нет «стыдных» и запретных тем.
  • Отвечая на вопросы ребенка, никогда не уходите от ответа! Если Вы начнете «увиливать» от прямого ответа на вопрос ребенка, то, во-первых, ещё больше «подогреете» в нем интерес к теме, а во-вторых, подтолкнете этим ребенка искать ответ «на стороне». И непонятно, кто и что ему расскажет.  
  • Отвечая на вопросы ребенка, не говорите ему неправду. Если Ваш ребенок не от Вас узнает правду, он, усомнившись в Вашей искренности, может перестать Вам доверять. Ребенку всегда необходимо давать правдивый ответ, но степень этой «правдивости» должна соответствовать возрасту ребенка и не стоит злоупотреблять физиологией. Так, например, когда ребенок впервые поинтересуется, откуда Вы его «взяли», можно просто сказать, что Вы его родили. Вполне возможно, ребенок  этим ответом удовлетворится и на некоторое время тема будет закрыта. Но через какое-то время ребенок опять к этой теме вернется: «А родили – это как?». На этом этапе уместно будет опять сказать ребенку «правду», что мама растила его в своем животике, а когда он подрос, то появился на свет, но не уточняя подробностей.  А еще позже — в 6-7 лет ребенка заинтересует, каким образом он оказался у мамы в животе. Попутно дети могут задавать вопросы: «а могут ли они кого-нибудь родить?», «не могла бы мама родить котенка или щенка?», «а папа тоже может родить кого-нибудь?» и многие другие подобного рода. Помните, что на все ответы Вы должны правдиво и в соответствии с возрастом ребенка.
  • Когда ребенок задает вопрос в «неподходящее» время и в «неподходящем» месте. Обязательно скажите ребенку, что сейчас об этом говорить неудобно, но вы обсудите этот вопрос дома. При этом не откладывайте разговор на долгое время. Беседуя с детьми – дошкольниками об отношениях между мужчиной и женщиной, надо донести до них важную мысль, что эти отношения — очень интимное дело. Поэтому и разговаривать об этом желательно только дома и только с близкими людьми.

Таким образом, одна из особенностей сексуального воспитания ребенка – это «дозированное» предоставление ребенку интересующей его информации согласно его возрастному развитию. Более младших детей интересует, как правило, строение тела мальчика и девочки, а также  почему тела у девочек и мальчиков различаются. Вы должны ребенку объяснить, что в нашем организме каждый орган выполняет свои функции.  Если ребенок проявляет интерес, то можно объяснить, какие именно, но не вдаваясь в подробности физиологии. Скорее всего на этом интерес у ребенка будет исчерпан. Чуть позже ребенок будет интересоваться вопросами своего происхождения. Вам придется в простой форме и понятной форме рассказать ему о внутриутробном  развитии детей и о родах, опуская физиологические подробности.  Но обязательно следует упомянуть, что появление на свет нового человека всегда связано с любовью двух людей — мамы и папы, а малыш — это продолжение их любви.  Как правило, ребенок, получив нужную ему информацию, теряет на время к этой теме всякий интерес. Не стоит переживать, что Ваш ребенок «зациклится» на сексуальных вопросах и проблемах. У ребенка-дошкольника очень много и других интересов. А вот «недостаток» информации или «уход» взрослых от обсуждения проблемы  скорее приведет к тому, что наш маленький «исследователь» начнет придавать заданному вопросу большое значение. «Раз родители от меня что-то скрывают, значит, это очень-очень интересно!».  А когда ребенок получил ответы на свои вопросы, то он совершенно спокойно «переключается» на «исследования» других сторон жизни. Однако, чтобы у ребенка – дошкольника не возникало излишнего интереса к физиологической стороне сексуальных отношений, ему не следует смотреть «взрослые» фильмы и не следует быть свидетелем откровенно-сексуальных сцен в жизни.

Очень важным моментом в половом воспитании дошкольника является воспитание чувств, которое заключается в формировании и развитии у ребенка способности сочувствовать, сострадать другому человеку, переживать чужую боль, как свою и испытывать чувство жалости ко всему живому. Эгоистичный, душевно черствый, глухой к чужой боли человек никогда не сможет создать полноценную семью  или же сделает несчастными своего супруга и детей. Доброту можно воспитать лишь добром. Родители, помните, что ребенку просто необходимы Ваша любовь, доброта и ласка. Ребенок обязательно должен чувствовать любовь родителей не только по отношению к себе, но и друг к другу. Обычно физически любовь и нежность проявляется через объятия и поцелуи. Не бойтесь, что Ваш ребенок «избалуется» или «изнежится».  Когда ребенка обнимают, гладят, он чувствует себя любимым и защищенным, он спокоен и уверен в себе. Однако, становясь старше, дети, особенно мальчики,  могут уклоняться от ласк и даже стыдиться их. Это вполне нормально: если такая ситуация а возникает,  то чувства ребенка следует уважать и стараться проявлять свое внимание к ребенку как-то иначе. Научные исследования показывают, что многие мужчины и особенно женщины, не получившие в детстве достаточного количества любви, доброты и ласки, впоследствии не смогли построить прочных супружеских отношений  и не смогли выстроить гармоничные детско-родительские отношения. Не зря говорит народная мудрость, что «будущий воспитатель формируется до 7 лет»! Как ребенка воспитывали до 7 лет, так и он будет впоследствии воспитывать своих детей. Исключения, конечно, случаются, но их крайне мало.

Также крайне важно сформировать у дошкольника чувство собственного достоинства. Для этого необходимо проявлять уважение как к самому ребенку, так и ко всем членам семьи. Недопустимо проявление насилия, как физического, так и морального по отношению к ребенку. Шлепок по попе, лишение сладкого или постановка в угол в виде справедливого и аргументированного наказания  за проступок ребенка насилием считаться не будет, если ребенок будет четко понимать, за что его наказали. Более сильные физические воздействия  на ребенка недопустимы ни при каких его проступках. Унижать ребенка словами («урод», «идиот», «придурок», «дебил», «паразит» и др.) также недопустимо – это наносит большой психологический вред его личности. Если ребенок совершил проступок, то так и надо говорить: «ты поступил плохо!», «ты неправильно сделал!», а не «навешивать» на него негативные ярлыки. Виктимология – наука о жертвах преступлений – свидетельствует, что жертвами насильственных преступлений в основном становятся не случайные люди, а те у которых с детства были сформированы психологические комплексы:  «комплекс жертвы», «комплекс вины», «комплекс покорности». Родители, помните, если Вы привыкли «давить» на ребенка, лишая его «права голоса» и «права выбора», если Вы привыкли решать за ребенка, что ему нужно или важно, не считаясь с его мнением, то Вы, конечно, приучите его к «послушанию» и «покорности чужой воле». Однако не следует забывать, что впоследствии этими же качествами Вашего ребенка сможет воспользоваться кто-то другой и, возможно, принесет ему большой вред.

Уважаемые родители и взрослые! Помните, что воспитывают ребенка не столько слова, произносимые родителями или другими членами семьи, а само поведение взрослых людей по отношению как к ребенку, так и друг к другу. Воспитывает ребенка в большей степени сама «атмосфера» в семье. И если эта семейная атмосфера гармонична и пропитана искренней любовью друг к другу, взаимоуважением и взаимопомощью, то и ребенок вырастет достойной и гармоничной личностью.

В половом воспитании дошкольника очень важное место занимает гигиена и чистоплотность. Причем, чистоплотность – это не «банный» день один раз в неделю, это ежедневные водные процедуры плюс гигиена каждого посещения туалета. Не забываем, что «чистота – залог здоровья!» и «в здоровом теле – здоровый дух!». Ребенок, который с раннего детства был приучен к чистоте и гигиене, в будущем с большой долей вероятности будет следовать безопасному сексуальному поведению и избегать случайных сексуальных контактов.

Теперь поговорим о правильном полоролевом воспитании дошкольников. Нередко приходится слышать от родителей такие высказывания: «Мы так хотели мальчика, но родилась девочка. Отец учит её столярничать, покупает машинки вместо кукол, постоянно повторяя: «Ты, дочка,  — настоящий парень!». Или: «У нас два старших сына и нам всем очень хотелось девочку, но родился третий мальчик. Но он такой хорошенький, нежный, с длинными локонами и так похож на девочку!». Хорошо ли это?

Вот невыдуманная история. Мальчик воспитывался без отца, жил с матерью, бабушкой и незамужней теткой — сестрой матери. Женщины в нем души не чаяли! Оберегали от тяжелой и «грязной» работы, растили своего «принца». Впоследствии он стал пассивным гомосексуалистом и причиной этого считал исключительно свое воспитание… А вот и другая подобная история… Девочка активно занималась греблей, много времени уделяя тренировкам, имела сильный характер. Носила спортивную одежду, стриглась коротко — «под мальчика», не интересовалась нарядами, косметикой. Не  интересовалась мальчиками. А в выпускном классе рассказала родителям о своей любви… к школьной подруге. Конечно же, совсем необязательно, что «мальчики – принцы» и девочки, которых называют «свой парень», будут иметь в будущем нестандартную сексуальную ориентацию, но задуматься об этом надо! И растить из мальчиков – настоящих мужчин, а из девочек – полноценных женщин.

Важнейшая  проблема гендерного воспитания детей – разный подход к мальчикам и девочкам. Мальчика необходимо приучать быть «защитником», «главным помощником», развивать в нем самостоятельность, волю, а также силу и ловкость. Игры мальчиков должны носить соревновательный характер. Мальчикам полезно участвовать в играх, где можно проявить умение принимать решения или брать на себя ответственность. В неполной семье, где мальчик растет без отца, взрослым просто необходимо избегать «излишней» опеки и давать ребенку возможность «заботиться» о других членах семьи. Кроме того, мальчику необходимо поручать «важные» дела, чтобы он почувствовал себя «настоящим мужчиной», надеждой и опорой для своей семьи. Для мальчика старшего дошкольного возраста должно войти в привычку уступать место матери в транспорте, помогать нести из магазина сумку с продуктами. И пусть эта сумка будет не столь уж тяжелой, но мальчик должен чувствовать нагрузку. И тогда это будет уже не «игрой в помощь», а реальной помощью! А похвала матери: «Спасибо, сынок! Ты у нас — настоящий мужчина!» будет воспринята как настоящая награда.

Девочкам необходимо прививать «женские» качества: следить за порядком в доме и за своей внешностью, помогать по хозяйству.  Им также можно поручить часть забот по уходу за младшими братьями и сестрами. Но не нужно «сваливать» на них много забот, а закрепить конкретные обязанности как, например, играть или переодевать. Обязательно стоит привлекать девочку к выбору одежды для себя во время походов по магазинам. Необходимо развивать у девочек вкус и чувство меры, обсуждая, что и куда уместно надевать. Как правило, девочки любят «кокетничать». Кокетство – это  одно из проявлений женской сексуальной природы. Родителям не следует «пресекать» подобные проявления, а лишь следить, чтобы они не переросли в излишнее самолюбование.

Поговорим немного об особенности физиологии полов. В организме каждого человека имеются железы внутренней секреции, которые вырабатывают различные гормоны, в том числе и половые гормоны, необходимые для жизни. Именно половые гормоны определяют  формирование еще не родившегося ребенка по мужскому или женскому типу.  У мужчин половые гормоны выделяются надпочечниками и яичками, а у женщин — яичниками. И у мужчин и у женщин имеется небольшое количество «противоположных» половых гормонов, у женщин – мужских, а у мужчин — женских. Причем у каждого человека это количество индивидуально. Однако переизбыток «противоположных» половых гормонов в сочетании  с неправильным половым воспитанием в семье  может стать причиной трансвестизма или гомосексуализма. Именно поэтому очень важно, чтобы воспитание ребенка было соответствующим его полу. Родителям следует пропагандировать и поощрять увлечение мальчика «мужским» спортом, техникой, активными играми, а девочке просто необходимо иметь кукол – прообраз будущих детей. Это, конечно, вовсе не означает, что девочка не может играть в «войнушку», а мальчик — в «дочки-матери», но и здесь следует присмотреться, какую роль выберет для себя Ваш ребенок – это позволит Вам заметить, правильно ли ребенок осознает себя. При распределении домашней работы и домашних обязанностей стоит подчеркнуть, что «настоящий мужчина» должен брать на себя самую «тяжелую» работу. И мы советуем исключить «мужские» виды спорта и «мужские» хобби из списка занятий для девочки.

Заказать звонок
Заполните поля ниже - мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время
Оставить заявку
Заполните поля ниже - мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время