14.08.2018

Половое воспитание или сексуальное образование?

Обзор социально-психологических исследований, проведенных во многих странах мира и направленных на изучение сексуального поведения юношей и девушек, показывает, что в течение последних трех — четырех десятилетий постоянно увеличивается пропорция сексуально активной молодежи. В течение последнего времени  сексуальная активность все более  и более «молодеет». Кроме того, имеются данные о том, что ранний сексуальный опыт сопровождается увеличением количества сексуальных партнеров, что приводит к возрастанию риска приобретения заболеваний, передающихся половым путем и ранней беременности.

Половое воспитание ребенка должно начинаться как можно раньше. Основная его цель – научить детей и подростков быть ответственными за свое половое поведение. Всем родителям важно знать, что половое воспитание дошкольников, школьников и подростков просто необходимо для развития здорового ребенка, для формирования психоэмоционально зрелой личности. Однако, большинство родителей, в силу собственного неверного воспитания, всячески избегают, а иногда и противостоят, половому и сексуальному воспитанию своих детей и подростков, что может привести к искаженному  или неполноценному развитию личности ребенка. Многие родители, будучи сами воспитанные в сексуальном и половом невежестве, предпочитают не заниматься прямым половым воспитанием детей, так как чувствуют себя неловко и не готовы к обсуждению  сексуальных проблем со своими детьми, что часто заканчивается просто уклонением от подобных разговоров. Родители малодушно занимают позицию страуса, который прячет голову в песок, чтобы не видеть возникшую проблему. При этом они успокаивают себя тем, что «ребенок вырастет и сам во всем разберется…», «меня же ничему такому не учили, а вот как-то живу…» и т.д. и т.п. В семьях, где не происходит прямого полового воспитания детей, присутствуют тем не менее, сексуальные и половые взаимоотношения родителей. И, как следствие, в таких семьях  происходит косвенное сексуальное и половое воспитание ребенка, основанное на поведении родителей, их невербальных контактах (мимика, жесты,  звуки голоса, поцелуи, объятия, эмоциональные проявления и т.п.).  Кроме того на половое и сексуальное развитие детей влияют  представления и фантазии самого ребенка, улица, интернет, телевизор,  журналы и т.п.  Поэтому не составляет труда понять, откуда берутся ранняя и неожиданная беременность, венерические заболевания, половые и сексуальные отклонения и извращения, нетрадиционная ориентация, импотенция и фригидность, аборты и выкидыши, матери одиночки, брошенные дети…

Несмотря на то, что в настоящее время важными источниками сексуальной информации для детей и подростков являются сверстники и средства массовой информации, родители не должны оставаться в стороне  и принимать активное участие в гармоничном формировании репродуктивного здоровья своих детей. Существует важнейшая информация, которая может и должна быть передана ребенку через семейные установки. Это информация о восприятии ребенком своего тела,  информация  о роли пола и межполовых отношениях в семье, о чувстве собственного достоинства и многое другое. Например, подростки из  религиозных семей, независимо от их вероисповедания, начинают свою сексуальную жизнь в более позднем возрасте, чем их нерелигиозные сверстники. Гармония во взаимоотношениях родителей в семье и гармония в детско-родительских отношениях , таких как «мать-дочь», «мать-сын», «отец-сын», «отец-дочь» также оказывает положительное влияние на репродуктивное здоровье и психосексуальное развитие детей и подростков.

Психосексуальное и половое развитие ребенка начинается с рождения, поэтому и начинать половое и сексуальное воспитание детей тоже нужно практически  с  рождения. Однако в раннем возрасте проблема полового и сексуального воспитания заключается в том, что вербально, т.е. «словами»,  мы на ребенка воздействовать практически не можем, поскольку его мышление пока  только предметно-образное. И до появления у ребенка  словесно-логического мышления наши слова малоэффективны. Словесно-логическое мышление активно формируется в 4-5-летнем возрасте. Поэтому до этого времени наше «словесное» воспитание «работать» не будет, а будет происходить, как  уже упоминалось выше, косвенное сексуально-половое воспитание.   Ребенок будет «считывать» с родителей и с его ближайшего окружения невербальную,  эмоциональную информацию.
А это значит, что если  в семье царит атмосфера любви и взаимного принятия, если между родителями и другими членами семьи гармоничные  и адекватные взаимоотношения,  если сами родители сексуально воспитаны и счастливы, то и ребенок будет правильно сексуально воспитываться и адекватно развиваться. А остальное половое и сексуальное воспитание в дошкольном, школьном и подростковом возрасте будет уже словесным и дополняющим, то есть рациональным и логическим.

Было бы неплохо проводить сексуальное и половое воспитание детей и подростков не только в семье, но и в школе. Хотя бы факультативно. Сексуальное просвещение школьников увеличивает уровень их знаний относительно сексуальных проблем. Изученный опыт применения образовательных программ по половому и сексуальному воспитанию детей и подростков  в странах Европы и в Австралии показывает, что грамотно организованное сексуальное образование не только не увеличивает уровень сексуальной активности подростков, но даже приводит к отсрочке начала сексуального общения подростков.  Кроме того, правильное сексуальное образование способствует грамотному  использованию средств контрацепции и снижению риска наступления нежелательной ранней беременности, а также риска заражения заболеваниями, передающимися половым путем. Однако, несмотря на имеющиеся положительные результаты проведения в школах подобных программ по сексуальному образованию детей и подростков, еще остается существенная доля подростков, которые продолжают придерживаться опасного сексуального поведения: иметь незащищенные половые контакты и способствовать сохранению риска нежелательных беременностей, ВИЧ-инфекции и других заболеваний,  передающихся половым путем.

Как же грамотно проводить половое и сексуальное воспитание детей и подростков? Как обучить детей психологической культуре сексуальных и половых отношений? Как научить школьников правильным и достойным взаимоотношениям с противоположным полом, основанных на  уважением друг к другу? Как научить школьников любви и близости в межличностных отношениях? Как сделать так,  чтобы они не превращали в пошлые шутки всё, что связано с сексом, с половыми различиями и репродуктивной деятельностью человека? Должны быть подготовлены профессиональные работники, которые смогли бы обсудить с детьми и подростками проблемы сексуального характера и сексуального поведения в соответствии с возрастными особенностями школьников. Такими людьми вполне могут быть специально подготовленные педагоги , а также медицинские работники, включая школьных медицинских сестер.

Подростки называют желаемые характеристики для педагогических работников, реализующих  образовательные программы такого рода. Это специалист-профессионал,  хорошо осведомленный в тех вопросах, о которых говорит. Это человек честный, заслуживающий доверия,  умеющий слушать, спокойный, открытый, дружественный и обязательно обладающий чувством юмора. Кроме того, такой специалист должен хорошо знать общие медицинские, поведенческие и психологические проблемы подросткового возраста, возрастную периодизацию физического и психического развития. Большинство опрошенных учителей указывают на недостаточность своего собственного образования по этим вопросам и недостаточное обеспечение образовательными материалами. Необходимо отметить, что современные тенденции в половом и сексуальном воспитании и образовании связаны с необходимостью рассматривать репродуктивное здоровье детей и подростков в тесном сотрудничестве с семьей, школой и другими образовательными организациями.

Уважаемые родители!  Если Вы прочтете необходимую литературу или изучите инструкцию по правильному половому воспитанию детей и подростков — это хорошо и здорово, только этого будет недостаточно, т.к. основное родительское влияние на ребенка, на его поведение в настоящем, на его будущее и на его судьбу будет складываться  из Вашего невербального поведения. Поэтому кроме выполнения каких-либо правил воспитания, прежде всего нужно наладить отношения в семье и друг с другом.  Помните:  «счастливая семья — счастливые дети» !!! И наоборот…

Заказать звонок
Заполните поля ниже - мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время
Оставить заявку
Заполните поля ниже - мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время