10.08.2018

Проблемы педагогического и родительского авторитета

Еще одна важная проблема, проявляющаяся в подростковом возрасте и о которой мы хотели бы поговорить – это снижение авторитета взрослого человека в отношениях «ученик – учитель» и «ребенок – родитель».

Когда ребенок только приходит учиться в школу, авторитет педагога огромен. Ребенок безоговорочно готов доверять учителю и, образно говоря, «смотрит ему в рот». Наверняка, всем родителям знакома такая ситуация, когда они проявляли сомнения по поводу слов или поведения учителя, их ребенок начинал горячо защищать педагога. Правда, длится такой период недолго. Тот «пьедестал», на который первоклассники ставят своего педагога, постепенно «понижается». Причем надо понимать, что понижается не только авторитет педагога, а понижается, прежде всего,  авторитет взрослого человека, в том числе – авторитет родителя.

Интересный факт показали экспериментально – психологические исследования: максимально авторитет взрослого снижается  к подростковому возрасту. Причем авторитет педагога остается выше родительского! Какой педагогический вывод можно сделать из этого феномена? Во-первых, степень психологического влияния на подростков у педагогов выше чем у родителей, а во-вторых, и педагогам, и родителям надо работать над своим авторитетом, поскольку и у тех, и у других он достаточно низкий. Но, конечно, «работать» над своим авторитетом лучше начинать не тогда, когда он уже почти «потерян», а гораздо раньше. Как совершенно правильно говорят медики: «болезнь легче предупредить, чем вылечить!». С проблемой авторитета точно так же: его просто потерять, но трудно восстановить. Поэтому лучше его никогда не терять и мы в этой статье поможем Вам это сделать. Мы раскроем сущность педагогического (в том числе и  родительского) авторитета и покажем, что является важным для его сохранения.

Авторитет  характеризует место человека в системе межличностных отношений, его статус. Авторитетная личность – это личность, соответствующая ценностным ориентациям других людей, она имеет социально — психологическую привлекательность и выступает как стержень, объединяющий и сплачивающий других вокруг себя.

          Авторитет педагога и родителя проявляется  в чувствах доверия и уважения к ним со стороны ребенка и позволяет «влиять» на ребенка при его воспитании и обучении. Способность человека «влиять» на других в психологии называется «властью». В силу специфики как педагогических, так и родительских взаимоотношений с ребенком важной является не «официальная» власть, а нравственно-психологическая. А завоевать нравственно-психологическую власть очень непросто! Гораздо проще пользоваться «официальной» властью педагога или родителя: «Слушайся родителей! Нам лучше знать!», «Как ты можешь спорить с учителем? Кто тебе такое право дал?» и т.д. и т.п.

В исследованиях известного российского психолога, признанного во всем мире, академика Р.Х.Шакурова раскрываются три источника нравственно-психологической власти.

  1. Референтная власть. (Власть личности, которая пользуется уважением и доверием).
  2. Власть «знатока» или информационная власть. (Человек, который много «знает» и «умеет» может что-то разъяснить ребенку, помочь ему что-то понять и т.д.).
  3. Нравственно – коммуникативная власть. (Это обычные «человеческие» качества, необходимые для доверительного общения).

Далее мы приведем те психологические качества, которые с точки зрения подростков отличают тех педагогов, которые сумели сохранить свой педагогический авторитет и имеют влияние на учеников.

  • Хорошо понимает учеников;
  • Пользуется доверием и оказывает на учеников положительное влияние;
  • Интересно и увлекательно ведет урок, с ним интересно общаться;
  • Имеет чувство юмора, может пошутить и вместе посмеяться;
  • Не придирается по мелочам;
  • Справедлив ко всем своим ученикам;
  • Умеет ясно и доходчиво объяснять;
  • Работает творчески, а не по «шаблону»;
  • Не сразу ставит «двойку», а дает возможность исправиться.
  • Требователен и строг. Но требования высказываются уважительно и объясняются, если нужно.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что качества личности, влияющие на авторитет педагога делятся на три основные группы:

  • Нравственно-коммуникативные
  • Профессионально-деловые
  • Административно-распорядительские.

Все те психологические качества, которые важны для формирования и укрепления педагогического авторитета прекрасно «работают» и на родительский авторитет.

Мы надеемся, что Ваш авторитет будет всегда на высоте!

 

Заказать звонок
Заполните поля ниже - мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время
Оставить заявку
Заполните поля ниже - мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время