19.01.2020

Проявление агрессии у детей: что с этим делать?

Психологам нередко приходится слышать от обеспокоенных родителей: «Такой был спокойный, хороший и добрый ребенок, а сейчас постоянно дерется! В детском саду (в школе) только его и ругают!»

Эти жалобы,  к сожалению, частенько вполне обоснованы. Такие превращения «хорошего и доброго» ребенка в «драчуна» и «агрессора» встречаются достаточно часто. При этом, мальчикам, в силу гендерных (половых) особенностей, такая агрессивная модель поведения более характерна, чем девочкам. Однако и девочки нередко отличаются агрессивными элементами поведения.  Почему же так происходит? Откуда берутся агрессивные дети? Как из маленьких и миленьких «ангелочков» вырастает «агрессор»?

У самых маленьких детей практически никогда не наблюдается осознанного агрессивного поведения. В силу разных психофизиологических особенностей (эмоциональная возбудимость, темперамент и др.) маленькие дети отличаются по степени своей активности, подвижности или спокойствия. Конечно, любой малыш может, играя, случайно причинить боль взрослому или другому ребенку. Но это, как правило, именно случайно, никак не намеренно! И если взрослый сразу же остановит ребенка или же предупредит саму возможность такого действия (например, не будет подставляться под удар размахивающему руками или игрушкой  ребенку), то исчезнет и всякая возможность причинения ребенком боли другому человеку. И, соответственно, не возникнет вероятности закрепления подобных «агрессивных» действий в поведении ребенка.

Однако ситуация несколько меняется, когда ребенок, научившись ходить,  начинает активно исследовать окружающий его мир. Всем известно, сколько внимания требуют дети этого возраста. Любопытные, шустрые малыши всюду стремятся залезть и все потрогать. С повышением самостоятельности и активности малыша возрастает и его независимость. Всем знакомое стремление ребенка к самостоятельности – «Я САМ!!!» — нередко выливается в попытки малыша настоять на своем вопреки желанию взрослых. К 3-м годам жалобы на упрямство ребенка звучат все чаще. Настаивая на своем, ребенок использует любые доступные ему средства: капризы, плач, крик, а иногда и агрессивные действия. Свое неудовольствие 2 – 3-хлетние дети выражают весьма непосредственно: кричат, визжат, топают ногами, падают на пол, могут царапаться, кусаться, драться. Особенно это характерно для активных и подвижных детей, которые привыкли  к тому, что все их желания немедленно удовлетворяются. Все это обосновано высокой интенсивностью эмоциональных переживаний детей этого возраста отличаются. Кроме того, поведение малышей еще не может регулироваться ни волевыми усилиями, ни социальными нормами, что характерно для детей более старшего возраста  или взрослых.

Элементы поведенческой агрессии, как правило, проявляются в тех ситуациях, когда желание ребенка по какой-то причине не выполняется. Желание ребенка чаще всего бывает связано с окружающим его миром вещей: получить со стола конфету или понравившуюся в магазине игрушку, получить в руки дедушкины очки или хрупкую стеклянную вазу, залезть на забор (дерево, шкаф) и т.п. Понятно, что только лишь малая толика этих пожеланий может быть реализована без неприятных последствий для самого ребенка или взрослых. Во всех остальных случаях требования ребенка приходится ограничивать. Так появляется реальная вероятность возникновения  конфликта между ребенком и взрослым.

Как в подобных  случаях вести себя взрослым?  Самое неэффективное средство в данных ситуациях – это строгие и немедленные запреты. Они могут быть использованы только в тех ситуациях, когда действия ребенка опасны или  для него самого, или для окружающих. В других же случаях применять следует только «отвлекающие методы».

Дети данного возраста очень легко «переключаются», их эмоции отличаются большой подвижностью, а их целеустремленность, напротив, еще невысокая. И у взрослых почти всегда есть возможность направить его внимание и интерес ребенка на какой-либо другой объект или привлечь его к другому виду деятельности еще до того, как малыш начнет проявлять активность и агрессию, настаивая на выполнении его желаний.

Проявление элементов агрессивного поведения в раннем детском возрасте (до 3 – 4 лет) еще нельзя расценивать как агрессию в чистом виде. Это можно рассматривать лишь как её предпосылки, отдельные проявления, которые могут наблюдаться в поведении ребенка в моменты ярких эмоциональных реакций: вспышка ярости, протест, недовольство и др. Однако эти проявления агрессии нельзя оставлять без внимания. Поскольку подобное поведение, закрепившись, может из эпизодического превратиться в постоянное, систематическое. Поэтому главной задачей взрослых в подобных ситуациях становится предотвращение вспышек агрессии у ребенка или же его «переключение».

Агрессивность как специфическая форма  поведения, как форма взаимоотношений с окружающими людьми обычно проявляется у ребенка ближе к 5 – 6 годам (средний и старший дошкольный возраст). Причем, в первую очередь, агрессивность ребенка направлена не на взрослых, а на сверстников, младших сестер или братьев, на попытки причинить боль животным.   В подобных случаях необходимо обратить внимание на специфику социальных контактов ребенка. В этом возрасте ребенку просто необходимо активно контактировать с другими детьми. Причем каждый ребенок стремиться завоевать в среде сверстников определенное положение (статус), которое бы его удовлетворяло. В каждом конкретном случае эти положения различны: один ребенок хочет быть лидером всегда и везде, другие довольствуются просто ролью участников игры, а третьим достаточно быть просто «наблюдателями». Неудовлетворенность своим положением в группе сверстников вызывает у ребенка неосознанный психологический дискомфорт и стремление изменить ситуацию, привлечь внимание к себе. И часто ребенок использует для этого агрессивные формы поведения. И не потому, что он «плохой», а просто он других способов не знает. Самое неприятное, что если эти формы поведения сразу же не откорректировать, то они со временем «закрепляются» и «сопровождают» ребенка в его дальнейшую жизнь (школьный возраст, подростковый период и т.д.). И вот тут опять необходима помощь взрослых. Взрослые должны знать, какие факторы влияют на «популярность» ребенка в среде сверстников и помогать ему формировать необходимые для общения качества.  В среде дошкольников  и младших школьников ценными качествами являются:

  • физическое развитие ребенка, его ловкость и активность (хорошая физическая форма поможет ребенку проявить себя в подвижных играх);
  • уровень интеллектуального и речевого развития (поможет придумать сюжет игры и организовать её совместно с другими детьми);
  • коммуникативные качества (общительность, готовность играть вместе с другими, умение организовать совместную деятельность, готовность делиться своими игрушками);
  • умение что-либо делать своими руками.

Кроме того в среде дошкольников и младших школьников немаловажное значение имеет внешний вид ребенка: красивая, опрятная и чистая одежда, аккуратная прическа. Права пословица: «По одежке встречают….».

Итак, резюмируя вышесказанное, подведем итог: агрессивные формы поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста обусловлены как психофизиологическими, так и социальными факторами. На психофизиологические факторы повлиять практически невозможно, поскольку они обусловлены генетикой. Влиянию (воспитанию) поддаются лишь социальные факторы развития. Что же требуется от нас, взрослых? Внимательно относиться к ребенку, предупреждать или умело «переключать» вспышки гнева, капризов, упрямства ребенка, не давая «закрепляться» негативным формам поведения, на основе которых в будущем может сформироваться агрессивность. Грамотно общаться с ребенком в семье, поскольку приобретенные навыки общения ребенок будет использовать в дальнейшем. Организовывать для ребенка совместные игры с другими детьми, приучая его к социальным контактам в условиях ровных эмоциональных отношений.

Если же у родителей не получается купировать вспышки агрессии у детей и если такое поведение повторяется, то необходимо обратиться к специалисту – детскому психологу — который, проведя необходимую диагностику, на индивидуальных или групповых занятиях скорректирует поведение ребенка.

Как проявляется агрессия в поведении детей старшего возраста и что с этим можно сделать – об этом поговорим в следующий раз. Заходите на наш сайт!

 

Заказать звонок
Заполните поля ниже - мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время
Оставить заявку
Заполните поля ниже - мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время