03.08.2018

«Скажи мне: кто твой друг?», или сфера общения подростков

В подростковом возрасте ведущим видом деятельности становится общение. На примере повседневного поведения подростков видно, что они очень много сил и времени отдают общению со сверстниками. И это правильно! Если в этом возрасте подросток не научится выстраивать взаимоотношения со сверстниками, то в дальнейшей жизни его ждут проблемы коммуникативного характера как на работе, так и с ближайшим окружением.

Пример из психологической практики: У четырнадцатилетней девочки нет друзей.  В классе все дружат группами, а на нее не обращают внимания. Одноклассники делают вид, что ее нет в классе. Девочка прошла психологический курс, развивающий коммуникативные навыки и сейчас активно участвует в общественной жизни класса.

Казалось бы, значение взрослых в жизни подростка существенно уменьшается. Но это только так кажется на первый – поверхностный — взгляд!  Только зрелый, состоявшийся в жизни человек может помочь подростку раскрыть весь свой духовно — нравственный и личностный потенциал. Потребность в общении со взрослыми у подростков, прежде всего, обусловлена проблемами будущего жизненного и профессионального самоопределения. Также подростки нуждаются в помощи и поддержке старших при решении такой жизненно важной задачи, как развитие своих интеллектуальных возможностей. Важнейшей стороной общения со взрослыми становится и проблема межличностного взаимоотношения людей, проблема отношений между полами.

При этом,  на самом-то деле, подростки, ставя на первый план общение со сверстниками, вовсе не отвергают и общение со взрослыми. Они к нам тянутся! А вот мы, взрослые, не всегда располагаем временем, желанием или другими возможностями для общения с подростками, сами «отворачиваемся» от них: «В другой раз поговорим…», «Не до тебя сейчас…», «Потом, потом…», «Что ты ерунду какую-то говоришь!» и т.п. Подобным образом мы, взрослые, сами «отбиваем» у подростков желание с нами общаться. Не надо забывать, что подросток эмоционально очень чувствителен и раним. А мы, взрослые, эмоционально уже «задубели» и нам трудно понять, что таким образом мы сами «отталкиваем» наших подростков, которые к нам «тянутся» за общением, за доверительными беседами, разговорами «по душам».  А потом удивляемся, почему они с нами уже не хотят общаться…

Подавляющее большинство подростков испытывают острейшую необходимость в доверительном, неформальном, нерегламентированном общении со взрослыми людьми, которые составляют их непосредственное окружение.

Однако, обращает на себя внимание одна важная, экспериментально выявленная, особенность общения подростков со взрослыми: подавляющее большинство подростков не удовлетворены своими отношениями с окружающими их взрослыми, то сами взрослые те же самые отношения считают вполне приемлемыми. Таким образом, взрослые скорее не понимают, чем понимают потребности подростков.

Подростки, которые удовлетворены своим неформальным и доверительным общением со взрослыми, характеризуются развитой способностью самостоятельно, адекватно и глубоко анализировать и оценивать качества своих сверстников и взрослых, составляющих их круг общения. Такие подростки в гораздо большей мере защищены от негативного влияния окружающих как при непосредственном, так и при виртуальном общении. С гораздо меньшей долей вероятности их вовлекут в экстремистскую, террористическую или любую другую противоправную и асоциальную деятельность. Поведение таких подростков и взрослые, и сверстники воспринимают и оценивают как «взрослое».

Совершенно иная картина характерна для подростков с низкой степенью удовлетворенности общения со взрослыми.  Им трудно самостоятельно анализировать и адекватно оценивать как сверстников, так и взрослых, они не умеют и не хотят этого делать. В поведении таких подростков психологи выделяют повышенную агрессивность, недоверчивость, конфликтность, пассивность, безразличие ко всему и так далее.

Итак, конкретные экспериментальные данные показывают, что неформальное и доверительное общение со взрослыми обуславливает проявление самостоятельного мышления, адекватной социальной активности, пониженной тревожности, а формально-регламентированное общение со взрослыми —  повышенную тревожность, зависимость от чужого мнения, внушаемость, несамостоятельность.

К сожалению, приходится констатировать, что потребность подростков в неформальном и доверительном (нерегламентированном) общении со взрослыми не получает своего удовлетворения, так как в жизни преобладает формально-регламентированный тип общения.

Примеры из психологической практики:

Мальчик (17 лет). Причина обращения: Перестал посещать уроки, может часами сидеть без дела. Часто уходит из дома на несколько часов. Нет никаких планов на будущее. Видит впереди лишь тупик и бессмысленность.

После занятий с психологом подросток обрел устойчивую мотивацию на восстановление активной жизненной позиции и жизненное самоопределение.

Мальчик (16 лет).  Причина обращения к психологу: урокам предпочитает компьютерные игры, общается исключительно в социальных сетях.  Родители по несколько дней не могут уговорить его выйти из дома.

В результате прохождения психологического курса успешно окончил школу и смог определиться с выбором профессии.

Заказать звонок
Заполните поля ниже - мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время
Оставить заявку
Заполните поля ниже - мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время