20.01.2020

Психологические комплексы у детей

 

В этой статье мы поговорим о детских комплексах и постараемся разобраться с их причинами. Если родители знают, что является источником детских психологических комплексов, то они, хотя бы со своей стороны, помогут своим детям их избежать. Конечно, родители – это самый ближний круг общения ребенка, а ведь есть еще и другие родственники, знакомые, садик, школа и так далее. Но, еще раз повторяем, родители могут существенно минимизировать количество комплексов у ребенка, если будут к этому подготовлены. А вообще по жизни родителям необходимо с раннего детства внимательно присматриваться, с кем общается ребенок, чтобы на него оказывалось как можно меньше негативного влияния. Желательно заранее выбирать садик и хорошего воспитателя, а затем начальную школу и грамотного учителя. Помним, что комплексы формируются в детстве и тащатся за нами тяжким грузом во взрослую жизнь, если их не удалось преодолеть.

Понятие психологического комплекса ввел в оборот известный психолог Карл Юнг. Это слово переводится как «связь». И означает связь эмоций и психологических установок, мотивов и представлений человека о себе и окружающем мире. Таким образом, «комплекс» — это прежде всего эмоции! Причем эмоции, как правило, отрицательные, которые портят нам жизнь. Конечно, существуют и положительные комплексы, но о них говорят крайне редко, поскольку жизнь нам они не отравляют и вообще считаются нормой. Не будем о них говорить и мы. А поговорим о тех психологических комплексах, что нашу жизнь осложняют.

Когда же появляются комплексы у детей? Большинство психологических комплексов формируется у ребенка в возрасте от 7 до 17 лет и особенно опасны комплексы у подростков, поскольку именно в подростковом возрасте у человека психика самая нестабильная и восприимчивая. У маленьких детей психологических комплексов не бывает. У них бывают различные страхи, которые при неправильном отношении и поведении взрослых, имеют шансы превратиться в комплексы. А комплексов у маленького ребенка быть не может, поскольку он живет простой жизнью, ни о чём не задумываясь,   не оценивая ни себя самого, ни отношения к себе окружающих. А вот уже примерно к семи годам ребенок начинает об этом задумываться и испытывать психологический дискомфорт от своих же оценочных суждений. Таких, например, как: «На меня накричали,  это значит, что я — плохой!», «Я не смог этого сделать, значит, я ни на что не гожусь!» или «Меня не замечают, а значит,  не любят!». Те дети, которые с раннего детства испытывали недовольство со стороны родителей, на  которых  часто кричали, раздражались, критиковали, имеют гораздо больше шансов вырасти «закомплексованными» по сравнению с детьми, выросшими в доброжелательной атмосфере любви и принятия ребенка таким, какой он есть. Многие комплексы ребенку «дарят» родители, сами того не осознавая и зачастую «из лучших побуждений». Если ребенку постоянно говорить, что он «бездельник», «тупой», «ленивый» или что у него руки не из того места растут, то он, в конце концов, и сам про себя будет думать также. А в социальной психологии имеется один интересный закон, который называется «самореализующееся пророчество», который четко формулирует «во что человек поверил, то и произойдет». Ну, собственно, еще в Библии было сказано, что «каждому по вере воздастся».  Говоря иными словами, созданные у ребенка психологические установки (навешанные и принятые на веру «ярлыки») формируют соответствующее будущее этого ребенка. Поэтому, дорогие родители и другие взрослые, помните великую фразу великого поэта: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…» (Федор Тютчев). И в общении с детьми постарайтесь все же «предугадывать» как Ваши слова могут повлиять на ребенка. Негативные ярлыки не приведут ни к чему хорошему! А вот Ваша любовь, забота и уверенность («Я в тебя верю, у тебя все получится!», «Ты у меня такой молодец!», «Я знаю, ты справишься!», «Ты у меня умница и красавица!») помогут Вашему ребенку избежать множества психологических комплексов.

Рассмотрим три важнейших фактора в отношении родителей к ребенку, которые способствуют развитию детских комплексов. Первый фактор – это чрезмерное перехваливание ребенка. Часто безграничная любовь родителей к ребенку, которого постоянно балуют, холят и лелеют, приводит к тому, что ребенок начинает считать, что он действительно «самый-самый» (самый умный, самый храбрый, самый сильный, самый ловкий, самый красивый и т.д.).  Кроме того многие «продвинутые» в психологических вопросах воспитания детей  родители, опасаясь сформировать заниженную самооценку у своего ребенка, старательно его хвалят, частенько без достаточных на то причин. Конечно, ребенка обязательно нужно хвалить, поскольку похвала – это мощный стимул к дальнейшему развитию! Но хвалить нужно именно «за дело», а не просто так (из большой любви или из лучших побуждений)! Помните, что частая незаслуженная похвала ребенка не развивает, а расслабляет и даже развращает. Ребенок привыкает к тому, что любой его поступок принимается родителями, что называется, «на ура», поэтому перестает стараться. А зачем стараться, если все, что ни сделал или сказал – это уже хорошо? В дальнейшем, когда такой «захваленный» ребенок выходит в общество других детей и других взрослых, его могут ждать большие разочарования (оказывается, он вовсе не «самый-самый»), которые сформируют у него те или иные комплексы….

Второй фактор – прямо противоположен первому: ребенка в семье недохваливают. Это бывает либо от недостатка любви к ребенку, либо «из лучших побуждений». Частенько родители (даже любящие) свою воспитательную роль видят именно в том, чтобы ругая и критикуя ребенка, наставлять его «на путь истинный», чтобы он не «расслаблялся», а все время стремился стать «лучше и лучше».  А еще хуже ситуация:  когда ребенка не просто критикуют или ругают, а начинают сравнивать с соседскими детьми, или детьми знакомых, родственников.  Например: «Вот соседский Сашенька такой молодец, не то, что ты! Учится хорошо, поведение хорошее! Повезло Марии Ивановне с сыном!», «Посмотри на свою сестру! Всегда чистенькая и аккуратная, настоящая девочка! Не то, что ты – неряха и замарашка! Кто тебя замуж такую возьмет?». В таких ситуациях дети начинают думать, что они настолько «плохие», что хуже уже и быть не может. Особенно, если родители хвалят других детей, то у ребенка закрепляется мнение, что чужие дети для его родителей предпочтительнее, чем он. Кроме заниженной самооценки ребенка подобные ситуации чреваты многими психологическими комплексами.

Третий фактор так напрямую с ребенком вроде бы и не связан, но в формировании комплексов роль играет довольно большую. Это – плохая атмосфера в семье. Когда родители и другие члены семьи между собой постоянно ругаются, конфликтуют и обвиняют друг друга, то «под раздачу» часто попадает и ребенок. Например: «Зачем я маму не послушалась, замуж за него пошла, да еще и ребенка родила?», «И так денег в семье не хватает, а тебе новую игрушку подавай! Старыми игрушками поиграешь, у меня в детстве и таких-то не было!» или «Ты видишь, что у меня ни минуты спокойной нет, да еще сам мне нервы мотаешь, с глупостями всякими пристаешь!». В такой семейной обстановке у ребенка зачастую может сложиться мнение,  что он является источником «всех бед», что если бы его не было, то всем было бы лучше. И как результат – чувство вины и масса комплексов….

Существует большое количество разнообразных психологических комплексов, но мы поговорим об основных комплексах человека, таких как комплекс неполноценности; комплекс, связанный с внешним видом; комплекс вины; комплекс социального статуса; комплекс бедности; комплекс Каина.

Комплекс неполноценности является одним из самых   распространенных комплексов. При этом комплексе человек считает себя хуже всех окружающих: самым глупым, самым слабым, самым нерешительным, самым безответственным и т.д. Этому комплексу сопутствует заниженная самооценка и постоянное мысленное самоуничижение,  зачастую человек создает себе в сознании образ «идеального Я», который очень сильно отличается от реального «Я» и начинает жить собственными фантазиями.  В качестве защиты от подобного комплекса может развиться перфекционизм (стремление все делать очень и очень хорошо, стремление к совершенству), что не всегда бывает по силам. А нерассчитанные силы и не тот результат, к которому стремился, опять обостряют комплекс неполноценности: «все-таки я — глупый!», «я – слабый, раз не смог сделать так, как хотел». И получается, так называемый «заколдованный», или замкнутый круг, из которого человеку очень нелегко выбраться. Собственно, синдром замкнутого круга сопутствует не только комплексу неполноценности, а вообще любому комплексу.  Поэтому, чтобы избавиться от комплекса или нескольких комплексов, ребенку требуется как минимум помощь родителей, а зачастую и помощь квалифицированных специалистов – психологов. У подростков довольно часто встречается антипод комплекса неполноценности — комплекс превосходства, когда ребенок – тинейджер показывает себе и окружающим, что он самый «крутой», при этом унижая других. Надо отметить интересную статистику: в  80% случаях проявления у подростков комплекса превосходства за ним стоит скрытый комплекс неполноценности. То есть, унижая и подавляя других людей, человек прячет свою слабость, свою неуверенность, свою низкую самооценку.

Комплексы, связанные с внешним видом, мы рассмотрим по отдельности для мальчиков и для девочек.   Комплексы девочек связаны зачастую с выдуманными проблемами, когда их не устраивают собственные волосы, уши, нос, губы, размер груди, наличие веснушек и так далее. При этом собственные внешние данные не обязательно «плохие», просто они не соответствуют навязанным с экрана образам «красоток» и бывают далеки от модельных канонов. Несоответствие своих внешних данных общепринятым эталонам красоты девочка часто переживает тяжело. Переживания еще никого не сделали краше, поэтому опять создается «замкнутый» круг и комплекс только усиливается. Проблема угревой сыпи в подростковом возрасте тоже приводит к возникновению комплекса. Отдельно надо отметить проблему полноты, поскольку стоит она очень остро. Нездоровое питание («вкусные» продукты, как правило, не полезны), недостаточная двигательная активность у современных детей приводят к тому, потребляется калорий намного больше, нежели тратиться. Отсюда – накопление калорий и, как следствие, возрастающая полнота. При этом полнота – проблема чаще женская, поскольку у мальчиков и у мужчин скорость обмена веществ существенно выше. Сегодня анорексия стала встречаться все чаще и чаще. Это говорит о том, что девочки борются со своим комплексом «один на один», выбирая в качестве защиты от полноты практически полный отказ от пищи.

Хорошо, когда рядом с ребенком находится любящий и понимающий взрослый человек, который вовремя заметит проблему, ободрит, подскажет, как преодолеть возникшие трудности и поможет в этом. Можно посетить психолога, косметолога, стилиста, заняться спортом или физкультурой. Грамотно подобранная одежда, соответствующая возрасту умеренная косметика поможет подчеркнуть индивидуальные достоинства и скрыть возрастные недостатки внешности. Главное – понимать, что проблема не во внешности, а «в голове». Психологи отмечают неутешительную статистику: довольно часто женщины, сделав пластическую операцию и изменив свою внешность, не становятся счастливее….

Многие думают, что проблемы внешности – это чисто женские проблемы. Это не так, комплексы по этому поводу испытывают и представители сильного пола. Комплексы мальчиков связаны чаще всего с размерами их половых органов, наличием угревой сыпи, с недостаточным развитием мускулатуры, с маленьким ростом, астеническим сложением тела и др. И было бы замечательно, если бы рядом с мальчиком, переживающим по поводу своей внешности, оказался понимающий взрослый человек, желательно мужчина (поскольку разговор должен быть «мужской»), который объяснил бы ему, что подобные комплексы испытывают практически все, что размер полового органа – не является показателем «мужественности» и т.д. А проблемы с кожей можно решить с помощью специальных кремов и средств.

Бывает, что комплекс внешности  у детей и подростков  обусловлен наличием брекетов или очков, поскольку они привлекают внимание и как бы свидетельствуют о  физических недостатках. Надо объяснить ребенку, что сейчас это уже не считается недостатком, а является популярным атрибутом моды. Если правильно подобрать оправу, то очки могут стать стильным украшением.

Комплекс  вины.  Человек, имеющий этот комплекс, чувствует себя виноватым во всем. Он испытывает чувство вины даже за те события, в которых он не участвовал или не имел возможность на них повлиять. Этот комплекс, как правило, развивается у детей, в семьях которых отмечается  нездоровая психологическая атмосфера. Когда постоянно  конфликтующие взрослые так или иначе обращаются с  негативным эмоциональным посылом к ребенку. Иначе говоря, когда ребенок часто «попадает под каток» скандалящих взрослых. Как результат – развивается склонность к самопожертвованию.

Комплекс социального статуса, как правило, возникает в тех случаях, когда ребенку  трудно находить «своё» место в коллективе сверстников, когда трудно находить себе друзей. Если  Ваш ребенок боится знакомиться  со сверстниками или неохотно общается с другими детьми, поскольку чувствует неуверенность и застенчивость или же, наоборот, смотрит на всех «свысока» и не считает других детей достойными для общения – это проявления данного комплекса.  В таких случаях надо посоветовать ребенку стараться не отрываться от коллектива, не отказываться от приглашений в компанию, не отсиживаться в сторонке, помалкивая или же высокомерно на всех поглядывая. Надо чаще улыбаться и показывать свое позитивное настроение, держаться естественно, непринужденно и уверенно,  не бояться быть открытым и высказывать свое мнение. Важно, чтобы ребенок усвоил, что в  любом обществе прежде всего необходимо быть самим собой, ни под кого не подстраиваясь, но и не пренебрегая чужими интересами и чужим мнением.  Чтобы ребенку легче было вливаться в общество сверстников, можно предложить ему пригласить их к себе на день рождения, на какой-то праздник или даже просто так. Ведь маленький праздник можно себе сделать и без всякого повода! Ваш ребенок, несомненно, это оценит, да и его статус в среде сверстников подрастет.

Комплекс  бедности. Проблема финансовой обеспеченности  является одной из самых актуальных в нашем обществе. Причем бедность – относительное понятие. Психологи свидетельствуют, что многие люди живут в бедности не потому, что не смогли бы заработать, а потому, что в их семье сложилась так называемая «культура бедности», которая передается из поколения в поколение. И эта подсознательная установка, с одной стороны,  не позволяет им стремиться к более высокому уровню доходов (хотя это вполне реально), а с другой стороны, это позволяет им изо дня в день стенать и жаловаться на постоянную нехватку денег. Дети, растущие в подобной обстановке, буквально как губка впитывают в себя эти «бациллы бедности» и у них формируется соответствующий менталитет. Как результат – низкая самооценка, завистливость и неуверенность в себе. Эти качества не позволяют человеку даже попытаться получить хорошее образование, востребованную профессию и хорошую работу. Опять получается замкнутый круг….

Комплекс Каина или зависти  проявляется когда ребенок испытывает зависть к своей сестре или брату. Зависть и сопутствующая ей агрессия отражают недовольство ребенка тем, что приходится делить любовь родителей с сестрой или братом, а он хотел бы быть единственным любимым в семье. Эхо детской ревности во взрослой жизни может перейти в затяжные ссоры, конфликты и обиды.  Как правило, если родители правильно выстраивают отношения с детьми, готовят ребенка к появлению у него сестрички или братика этот комплекс не возникает. А если детская ревность и зависть все-таки появились, то  когда ребенок поймет, что  с появлением сестры или брата он не потерял любовь и заботу родителей, которыми он был окружен ранее, то они могут пройти совершенно бесследно.

Итак, подводя итоги сегодняшнего разговора, хотим еще раз подчеркнуть, что проблема детских комплексов – это серьезно. Они тащатся за нами во взрослую жизнь тяжкой ношей, мешая нам быть счастливыми и довольными. Родители могут и должны помочь ребенку справиться с комплексами. А если это не получается, то Вы всегда можете обратиться за квалифицированной помощью к нашим специалистам.

Заказать звонок
Заполните поля ниже - мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время
Оставить заявку
Заполните поля ниже - мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время