27.07.2018

«Учение – свет, а неучение – тьма», или мотивация учебной деятельности в подростковом возрасте.

Народная мудрость, выраженная в поговорке: «Учение – свет, а неучение – тьма» актуальна не одну сотню лет. Однако, сегодня нам с сожалением приходится констатировать тот факт, что в последнее время и педагоги,  и психологи отмечают устойчивую динамику падения интереса к учению у школьников. А самое сильное падение интереса и вообще нежелание учиться отмечается  у подростков. Снижение интереса к учебной деятельности влечет за собой и неизбежное понижение качества (результата) обучения. К сожалению, для сегодняшнего поколения школьников – «детей ЕГЭ» — результат обучения выражается в баллах за ЕГЭ, а не в той сумме знаний, умений и навыков, которые ребенок приобрел в школе и  которые являются его интеллектуальным «багажом», необходимым для достижения успеха в жизни и в будущей профессии.

Чтобы успеваемость ученика была достаточно высокой, необходимо вызвать у него интерес к учению. Вроде бы азбучная истина. Вроде бы все просто и логично. А вот как сделать так, чтобы школьники каждодневно с большим интересом учились, да еще и по всем предметам, а не выборочно – это проблема, над которой бьются лучшие педагогические умы всего мира. И проблема эта по-научному  называется «мотивация учебной деятельности».

Учение – один из основных видов деятельности любого человека и один из важнейших  видов деятельности у подростков (напомним, что другим важнейшим  видом деятельности у подростков является общение). Учение – это целенаправленная познавательная деятельность учащихся, направленная на усвоение ими системы знаний, приобретение умений и навыков для последующего применения их на практике.

Положительное отношение к учению, его высокая личная внутренняя мотивация – необходимые условия полноценного усвоения учебного материала. Падение интереса к учебе свидетельствуют о том, что в процессе обучения отрицательные эмоции  превалируют над положительными и учебный труд постепенно начинает вызывать скуку и тоску, становится отталкивающим. Наш известный педагог – ученый Василий Александрович Сухомлинский («Сердце отдаю детям») отмечал, что если учебной деятельности часто сопутствует радость, хорошее настроение от удачно прошедшего урока, успешного  и результативного усвоения учебного материала, доброжелательного и уважительного взаимоотношения учеников и педагогов, то учёба будет казаться все более привлекательной. В.А. Сухомлинский называл эмоции то положительных результатов своей учебной деятельности «радостью», «счастьем» труда. Также он считал очень важным, чтобы перед учеником никогда не закрывалась дорога к успеху. Известный педагог – новатор Виктор Федорович Шаталов («Куда и как исчезли тройки?») также утверждал, что «ученик должен учиться победно».

Положительное отношение к учению помогают формировать следующие педагогические и психологические факторы:

  • Понимание и осознание подростками практической пользы от получаемых на уроках знаний для их практической деятельности и их будущей жизни;
  • Интересное и эмоциональный изложение педагогом учебного материала: учение должно захватывать, удивлять и обязано давать подросткам положительные эмоции и радость , поскольку радость от процесса познания нового  порождает собственно саму потребность в знаниях;
  • Учебная деятельность подростков должна быть организована в виде познавательно-поисковой  — «исследовательской» — деятельности, которая позволяет подросткам пережить радость от совершённых самостоятельно «открытий»;
  • Оптимизация учебной работы подростков: необходимо научить подростков рациональным приемам учебного труда, которые освободят  их от излишних усилий малопроизводительной работы  и пустой траты учебного времени.

Сравнивая мотивацию учебной деятельности подростков с высокой и низкой успеваемостью, мы выявили мотивы, по которым имеются наибольшие различия. И вот какая интересная получилась картина. Самые большие отличия между «сильными» и «слабыми» учащимися подросткового возраста проявились в следующих мотивах учебной деятельности:

  • «Любознательность и интерес к учебным предметам»;
  • «Желание быть лучшим или в числе лучших учащихся»;
  • «Стремление преодолеть учебные трудности и повысить свою самооценку»;
  • «Желание как можно лучше подготовиться к будущей профессиональной деятельности»;
  • «Желание как можно полнее раскрыть все свои способности»;
  • «Стремление всегда добиваться успеха. Привычка всё делать хорошо».

Очевидно, что высокий уровень развития мотивации учебной деятельности, а также её эффективность у подростков с высокой успеваемостью достигается за счет преобладания таких устойчивых (надситуативных) внутренних мотивов учения, как мотивы достижения успеха, познавательный интерес, мотивы будущего профессионального самоопределения и мотивы развития личности, связанные с самореализацией и самосовершенствованием.

Следует отметить, что у подростков с низкой успеваемостью ведущими мотивами учебной деятельности стали такие внешние ситуативные мотивы, как «нежелание иметь плохие оценки в журнале и в дневнике», «нежелание портить отношения с родителями из-за плохой учебы», «нежелание терять доброе отношение учителей из-за неуспеваемости», «нежелание выглядеть слабым и беспомощным в глазах одноклассников». Как видим, в отличие от «сильных» учащихся с выраженной мотивацией достижения успеха, «слабые» учащиеся имеют ярко выраженную мотивацию избегания неудач. Как говорится, «почувствуйте разницу»!

Заказать звонок
Заполните поля ниже - мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время
Оставить заявку
Заполните поля ниже - мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время